16+

Скоро день рождения

Alik
15 Сен  (67)
vera nik
15 Сен
AndreyM
15 Сен  (38)
Мариша37
15 Сен  (24)
Диана_Осенняя
16 Сен  (28)
ИринаТитова2013
16 Сен
IAN.C
16 Сен  (16)
Абрамов Игорь
17 Сен  (53)

Лента новостей RSS

RSS-материал
Последняя новость    С Новым Годом, Стихослов!

МЫ ВАМ РАДЫ!

Очень хочется почитать Ваши стихи и высказать о них мнение. Пожалуйста,
добавьте стих
Хочется пообщаться в блоге и почитать Ваши мысли, пожалуйста,
Или добавьте запись в блоге
Будем рады, если Вы напишете пару комментариев на стихи на сайте.
Вам всего лишь нужно зарегистрироваться
(логин-email-пароль)

Метафора на страницах Стихослова

Автор:
Лилия Силина

0

   Чем чаще Вы делитесь стихами в соцсетях и блогах, тем больше Вас читают!

 



Л.Р. Безуглая

Метафора на страницах Стихослова

   

         Одна из неотъемлемых черт поэзии – образность. Стихи не просто передают информацию, они рисуют образы, вызывая в воображении читателя переплетения смыслов, ассоциативные связи и сравнения, создавая новое видение предметов и явлений. Такие образы именуются в литературоведении и лингвистике термином «метафора».

         Хочется поделиться своими мыслями о метафоре, используя в качестве примеров материал сайта «Стихослов», который отбирался в течение двух лет. Критерий отбора – яркое соответствие излагаемой концепции.

         Метафора – не просто необычное, красивое сочетание слов. Что же это?  Самое распространенное определение: метафора – это скрытое сравнение. В этой связи возникает вопрос: Что скрыто? – Скрыт сравнительный союз (словно, точно, как бы, будто, как) или прилагательное, причастие, глагол со значением сравнения (похожий, сравнимый, сравнить, казаться).

         Есть и явное (эксплицитное) сравнение – содержащее эти элементы. Оно имеет право на существование в стихе, не умаляя его достоинств, внося лепту в формирование его образной составляющей. Яркими примерами эксплицитного сравнения являются такие строки:

 

Город, словно серый лазарет…

Saveliy

 

Сон, точно грифель, тонкий и ломкий…

Арома Булатова

 

Капли – будто бы запятые
В затемненном моем окне…

Ефим Хазанов

 

Скользили пальцы по ее спине,

как множество лодок по лунной реке…

Бусинка

 

Июль разомлел, как тело кумы…

Октавий Тантал
 

А водитель маршрутки похож на Кустурицу…

ThinRedLine

 

а хвост павлина, брошен как попало,
мне показался ветхою метлой.

Gray

 

         Тем не менее, метафора считается более сильным образным средством, чем явное сравнение, поскольку принадлежит к скрытому, имплицитному слою смыслов стихотворения, действенность которого трудно переоценить. 

         В современной лингвистике принят когнитивный подход к метафоре. Его главное свойство – антропоцентричность, т.е. он предполагает акцентирование человека, субъекта – носителя смыслов и образов. Говоря о метафоре, мы говорим о процессах, которые происходят в сознании автора стихов и читателя / слушателя.

         Единица сознания, мышления – концепт. Это так называемая ментальная репрезентация, квант сознания, которым оперирует человек в процессе мышления.

         Концепт соотносится со словами определенного языка. Люди мыслят концептами – не зависимо от того, на каком языке они говорят.

         Люди мыслят концептами, но в процессе общения вербализуют эти концепты – превращают их в слова. Не для всех концептов есть слова в отдельных языках, например, для концепта СУТКИ в русском языке есть слово, а в английском и немецкоми – нет.

         Связанная конфигурация концептов в сознании человека называется пропозицией.

         Понимание концепта как ментальной единицы необходимо для понимания метафоры как ментального процесса и как результата этого процесса, облаченного в словесную форму.  

         На основании переосмысляемой в сознании ментальной единицы можно выделить два вида метафоры – концептуальную и пропозициональную.

         Пропозициональная метафора представляет собой имплицитный  образно-пропозициональный смысл, сложное переосмысление пропозиции – положения дел, выражаемого высказыванием. Метафора этого типа соотносима с такой стилистической фигурой, как перифраз - смысл передается другими словами, но с образной составляющей, например:

 

сокращая взгляд губами…

Roman L.

+> приближаясь губами к лицу

 

Будет солнце объявлено в розыск

Конвертатор

+> Солнце не будет светить

 

         Более подробно мы остановимся на концептуальной метафоре, которая представляет собой соотнесение двух концептов, попросту говоря, ассоциативное соположение их по определенному признаку. Наиболее популярные метафоры в индоевропейских языках – НЕЧТО есть ВОЙНА, ТЕАТР, СПОРТ, ДОРОГА и др. То есть какой-то концепт сравнивается с войной, театром, спортом, дорогой и т.п.   

         Самое распространенное сравнение – с человеком: НЕЧТО есть ЧЕЛОВЕК. Такая метафора называется олицетворением или персонификацией. Она очень легко конструируется: самый простой прием – сочитайте неодушивленные существительные с глаголами, которые имеют отношение только к человеку. Например, молчать может только человек, но если вы соедините этот глагол с любым предметным существительным, получится персонификация: Молчат деревья / поля / луна / туман / горы и т.п.

         Кроме глаголов, признаки, присущие человеку, могут выражать и другие части речи. Да и концепт ЧЕЛОВЕК может конкретизироваться: ЖЕНЩИНА, МУЖЧИНА, РЕБЕНОК и т.п.

         Вот яркие примеры персонификаций, демонстрирующие эти положения:   

 

Этот киевский дождь говорил о тебе.

Тамила Синеева

ДОЖДЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «говорить»

 

А по зонтам унылый дождь, не предвещающий грозы,
Стучит морзянкою: «спасите наши души!..»

Actor_nv

ДОЖДЬ есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «унылый», «стучит морзянкою»

 

Я золотому Сентябрю
пожму прохладную ладонь…
Saveliy

СЕНТЯБРЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «пожимать ладонь»

 

Ещё  один  закат  шепнул:  
прощай.  

V. Zolin

ЗАКАТ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «шепнул»

 

В одеждах рваных, в шляпе скомороха
Любовь стояла долго у ворот.

irinagorban0504

ЛЮБОВЬ есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «в одеждах», «стояла у ворот»
 

Крутила Вьюга фуэте без счёта…

Богаченко Татьяна

ВЬЮГА есть БАЛЕРИНА, признак – «крутить фуэте»

 

Влюбленный МАРТ – под окнами, с цветочками... 

Зульнора

МАРТ есть МУЖЧИНА, признаки – «влюбленный», «с цветочками»

 

Пьяный октябрь снял эполеты…

Арома Булатова

ОКТЯБРЬ есть ВОЕННЫЙ, признаки – «пьяный», «эполеты»

 

Улыбчиво щурились окна на юг…

Whiskey

ОКНА есть ЛЮДИ, признаки – «улыбаться», «щуриться» (от солнца)

 

соборы тычут в небо готическим указательным пальцем.

Nekrofeet

СОБОРЫ есть ЛЮДИ, признак – «тычут пальцем»

 

Время плачущих крыш и озябших дворов.

Игорь Тамаев

КРЫШИ есть ЛЮДИ, признак – «плакать»,

ДВОРЫ есть ЛЮДИ, признак – «зябнуть»

 

Деревья ждут смертельной ласки

 ночных беспутных холодов...

Бусинка

ДЕРЕВЬЯ есть ЖЕНЩИНЫ, признак – «ждут ласки»,

ХОЛОДА есть МУЖЧИНЫ – «беспутные», «ласкают»

 

         Принято различать мертвые метафоры (стертые, угасшие, языковые, конвенциональные, лексические) и живые (креативные, творческие, инновативные, активно-образные). Мертвые метафоры являются элементами лексико-семантической системы языка и фиксируются в толковых словарях как переносные значения, например, «тормоз» – часть механизма / машины, и «тормоз» – препятствие или несообразительный человек. Живые метафоры – результат творческой, речемыслительной деятельности человека, поэта, автора художественного текста.

         В терминах «живая – мертвая метафора» прослежтвается метафорическое сравнение метафоры с человеческим организмом, своего рода «метафора метафоры». Эту метафорическую связь прекрасно выразил В.Ю. Апресян в контексте более широкой метафоры ЯЗЫК есть СОДРУЖЕСТВО ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ: «Метафоры (как, впрочем, и всякая другая языковая единица) являютсмя в каком-то смысле живым организмом: старые метафоры отмирают, переставая осознаваться языком как таковые, и постоянно идет процесс создания новых метафор».

         Живые метафоры оказывают больший воздействующий эффект, чем мертвые, поскольку привлекают внимание слушающего и обостряют его восприятие неожиданностью возникающих ассоциаций.

         Однако и мертвые метафоры способны украсить стихотворение, например:

 

– Жизнь течёт: семья, работа, дети?

– Как у всех... – и улыбаюсь мило.
Solveig

ЖИЗНЬ есть ВОДА, признак – «течет»

 

Дороги стелятся к ногам – пыль, сушь и дым…

Solveig

ДОРОГИ есть СКАТЕРТИ, признак – «стелятся»

 

Но просыпаются
Безумные мечты.

KataStrofa

МЕЧТЫ есть ЛЮДИ, признаки – «просыпаются», «безумные»
 

         Различие между мертвыми и живыми метафорами определяется осью «осознанный – неосознанный». Если живая метафора всегда осознается автором и читателем (пусть даже и не определяется до конца), в их сознании активируются и соотносятся соответствующие концепты и их признаки, то мертвая метафора проходит неосознанно.

         В поэзии частотны случаи, когда мертвые метафоры ‘оживают’, что называется реанимацией или реконструкцией метафоры.

         Когнитивный механизм ‘оживления’ стертой метафоры заключается в развитии метафорического сравнения, то есть в расширении ассоциативных связей, стоящих за метафорой. На языковом уровне данный процесс осуществляется двумя способами: экстенсивно и интенсивно.

         Экстенсивный способ состоит в конкретизации метафорического признака или добавлении новых признаков. Стоит всего лишь добавить к одному из слов-членов стертой метафорической конструкции хотя бы одно зависимое слово, как метафора оживает – вызывает в нашем сознании соответствующий образ, например:

 

А жизнь уходит
рябью по воде.

кантемиров

ЖИЗНЬ есть ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, признак – «уходит»

 

С лица не пить,
а пить, так не напиться.   
Дарина М.

ЛИЦО есть СОСУД, признаки – «пить», «напиться»

 

Давила

окурки,

  курки

взводила

     и мило

стреляла

  глазками...

nk

ГЛАЗА есть ПУЛИ, признак – «стрелять», «взводить курки»

 

         Особый подвид экстенсивного способа – актуализация двух значений слова – прямого и переносного, метафорического. Двузначность  обладает свойством создавать двуплановость, двухслойность смысла, в том числе и метафорического. Арома Булатова привлекает к созданию метафорического смысла два значения глагола «сохнуть»: прямое – «становиться сухим», и переносное – «страдать»:

 

Шкаф неприкаянный обликом странен,
Стулья иссохли (по ком?).                           
Кто из них временем более ранен,
Спорят полы с потолком.

Арома Булатова

СТУЛЬЯ есть ЛЮДИ, признак – «сохнуть, страдать»

 

         Интенсивный способ реанимации мертвой метафоры состоит в углублении признака. Например, говоря «Идет дождь», мы ничего не представляем, кроме дождя. Но Тамара Тагеко интенсифицирует действие: «Дождь идет – бежит – убегает», и в сознании возникает сравнение дождя с человеком:

 

Дождь убегает по проспекту дальше..

Тамара Тагеко

ДОЖДЬ есть ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, признак – «убегает»:

Дождь идет – Дождь бежит – Дождь убегает

 

         Исходный концепт, который является одним из ключевых в стихотворении и вписывается в понятийный ряд контекста, называют концептом-целью. Концепт, который привлекается по аналогии для создания метафорического смысла и, на первый взгляд, не вписывается в контекст (не релевантен), называется концептом-источником (соответственно, target – source (Дж. Лакофф, М. Джонсон), tenor – vehicle (А.А. Ричардс), principal subject – subsidiary subject (М. Блэк)), – основной и вспомогательный субъекты метафоры (Е.С. Кубрякова). Признак, объединяющий оба концепта, называется коннектором.

         Концепт-цель, концепт-источник и коннектор могут быть выражены в тексте стихотворения эксплицитно – при помощи сообтветствующих слов, и имплицитно, т.е. скрыты между строк. В связи с этим можно выделить четыре модели метафорического смысла:

                                                          Э – Э – Э,

                                                          И – Э – Э,

                                                          Э – И – Э,

                                                          Э – Э – И,

где 1-й член – концепт-цель, 2-й член – концепт-источник, 3-й член – коннектор, Э – эксплицитный способ выражения, И – имплицитный способ выражения.

         Рассмотрим данные модели на примерах.

 

         1. Э – Э – Э

         Первая модель представляет собой случай, когда все члены выражены эксплицитно, представлены в тексте соответствующими словами, вербализованы, ословлены.

         Самый частотный способ экспликации – «существительное в творительном падеже + существительное в именительном падеже + глагол», в разной последовательности, возможно, с зависимыми словами, например:

 

Послушной собакой у ног
Лев, спящий под рокот прибоя,
Устало на лапы прилег.

Leonsija

ЛЕВ есть СОБАКА, признак – «послушная»

 

Скорым поездом мчатся мысли
По дороге раздумий вечных.
Алзан

МЫСЛИ есть ПОЕЗД, признак – «мчатся по дороге»,

РАЗДУМИЯ есть ДОРОГА, признак – «по ним мчатся мысли-поезда»

 

и огрызается смысл загнанным зверем…

Бусинка

СМЫСЛ есть ЗВЕРЬ, признак – «огрызается»

 

Память колет на запястье

Стрелками часов.

Ковыль

ПАМЯТЬ есть ЧАСЫ, признак – «стрелками на запястье»

 

         Эта модель может быть представлена и способом «существительное в любом падеже + существительное в родительном падеже + глагол», в разной последовательности, возможно, с зависимыми словами, например:

 

Сожгу в костре закатного огня
Прошедший день…
Saveliy

ЗАКАТ есть КОСТЕР, признак – «сжигать»

 

Фонарей самарских огненные спицы
Вяжут млечную завесу из тумана.

Whiskey

ФОНАРИ есть СПИЦЫ, признаки – «вязать»,

ТУМАН есть ЗАВЕСА, признаки – «связана»

 

Каша пышных облаков
В плоской миске неба.

Leonsija

ОБЛАКА есть КАША, признак – «пышность», «в миске»,

НЕБО есть МИСКА, признак – «каша-облака»

 

         Продуктивным способом вербализации этой модели является параллельное употребление двух существительных в любом падеже (приложение), в том числе, и через дефис. Коннектор-признак при этом может быть выражен разными частями речи, например:

 

тёплый щенок весна на нетвёрдых лапах

носом толкает солнечный колобок.

В.Василевич

ВЕСНА есть ЩЕНОК, признаки – «на нетвердых лапах», «носом толкает»

 

Но гордость, злая мамочка с ремнём,

тебя ко мне опять не подпускает.

Дарина М.

ГОРДОСТЬ есть ЗЛАЯ МАМОЧКА, признаки – «с ремнем», «к тебе не подпускает»

 

Под мелким бисером-дождём…

Saveliy

ДОЖДЬ есть БИСЕР, признак – «мелкий»

 

Реки-улицы тянутся узкими устьями

В направлении центра.

Thin_red_line

РЕКИ есть УЛИЦЫ, признак – «устья»

 

         Встречаются и оригинальные способы экспликации данной модели:

 

Воздух спрессован в вату…

Тамара Тагеко

ВОЗДУХ есть ВАТА, признак «спрессован»

 

Льется чернильная ночь…

Roman L.

НОЧЬ есть ЧЕРНИЛО, признак «литься»

 

Бронетанковость лиц, суета от звонка до звонка.

Сергей Воронов

ЛИЦА есть ТАНКИ, признак – «имеют непробиваемую броню»

 

Сосульки-карамельки лижет ветер.

Николай Седой

СОСУЛЬКИ есть КАРАМЕЛЬКИ, признак – «лизать»,

ВЕТЕР есть ЧЕЛОВЕК, признак – «лижет карамельки»

 

         Поскольку все три концептуальные составляющие метафоры выражены в этой модели явно, эксплицитно, она дает очень яркие, зримые образы.

 

         2. И – Э – Э

         Данная модель встречается реже других. Она характеризуется имплицитно выраженным концептом-целью, а концепт-источник и коннектор-признак выражены экплицитно, явно (иплицитный, скрытый концепт-цель выделен курсивом):

 

Белая  вата  на  шелковой  сини…  

Октавий Тантал

ОБЛАКА есть ВАТА, признак – «белый цвет»

 

Воспламеняют в небе шар язычники.

Solveig

СОЛНЦЕ есть ШАР , признак – «в небе»

 

Обитель  звезд  обижена,  объезжена.
Ракеты  больно  жалят  пустоту.

Октавий Тантал
НЕБО есть ТЕРРИТОРИЯ-ОБИТЕЛЬ, признаки – «объезжать», «пустота»

 

Посыпав город всласть небесной манкой,
Бог на неделю кашу заварил.

Кассиопея

СНЕГ есть МАННАЯ КРУПА, признак – «сыпать»,

СУГРОБЫ есть МАННАЯ КАША, признак – «сварена»

 

Включила ночь на небосводе бра,

Спустившись долу до рожденья утра.

Но странен Бог – опять просыпал пудру

И предложил глупцам ее собрать...

Юлия Куликова

ЛУНА есть БРА, признак – «включать»,

ЗВЕЗДЫ есть ПУДРА, признак – «просыпать»

 

Растяпа клен роняет по одной
Свои перчатки рыжего окраса.

KataStrofa
ЛИСТЬЯ КЛЕНА есть ПЕРЧАТКИ, признак – «клен их роняет»,

КЛЕН есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «растяпа», «роняет перчатки»

 

Наш мандариновый уют,  

взрываясь пенистым цунами,

звенит осколками минут.

vera nik.

ШАМПАНСКОЕ есть ЦУНАМИ, признак – «пенистое»,

УЮТ есть БОМБА, признаки – «взрываться», «осколки»

 

         По такому принципу построены детские загадки, поэтому эта модель соответствует метафоре-загадке в работах Ю.И. Левина и В.П. Москвина.

 

         3. Э – И – Э

         Самая частотная метафорическая модель: концепт-цель и коннектор виражены эксплицитно, а концепт-источник – имплицитно, например:

 

Опять раплакался июль,

Опять земля дождем размыта…

Ефим Хазанов

ИЮЛЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «плакать»,

ДОЖДЬ есть СЛЕЗЫ, признак – плакать»

 

И мокрым носом тычась безуспешно,

Весенний ветер тянет за плащи.

Тамара Тагеко

ВЕТЕР есть ПЕС, признаки – «тычась мокрым носом», «тянуть за плащ»

 

не дожидаясь единственного звонка,
выключить веру нажатием... а потом…

Sahara

ВЕРА есть ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ, признак – «ждать звонка», «выключить»

 

Выпью  полстакана сумрачного марта…

кантемиров

МАРТ  есть НАПИТОК, признаки – «пить», «полстакана»

 

В котёл с водою брось десяток звёзд…

anri4

ЗВЕЗДЫ есть ПИЩА, признак – «бросать в котел с водою»

 

Давай забредём в непогоду:

там ливни танцуют джигу

Бусинка

НЕПОГОДА есть ПОМЕЩЕНИЕ, признак – «забрести»,

ЛИВНИ есть ЛЮДИ, признак – «танцуют джигу»

 

часом ветер, бороздящий дали,
круто разворачивал штурвал,
мчался курсом, что укажет случай…

Gray

ВЕТЕР есть ПИЛОТ, признак – «разворачивать штурвал»

 

Старушками цветёт базар-вокзал

Конвертатор

СТАРУШКИ есть ЦВЕТЫ, признак – «цвести»

 

Унося тишину охапками…

Алика

ТИШИНА есть ЦВЕТЫ, признак – «охапками»

 

Так небо рвется где-то в клочья…

Ковыль

НЕБО есть ТКАНЬ, признак – «рваться в клочья»

 

я снова вхожу в одиночество,
где делать практически нечего.
Saveliy

ОДИНОЧЕСТВО есть ПОМЕЩЕНИЕ, признак – «входить»

 

Пей судьбу вёдрами!

КЕСТ

СУДЬБА есть ВОДА, признак – «пить»

 

Терпеливая осень
Красит листья усердно.

borbar

ОСЕНЬ есть МАЛЯР, признак – «красит»

 

А дальше смерть,
На крылья черные подхватит...

env2001

СМЕРТЬ есть ПТИЦА, признак – «крылья»

 

Шоссе вонзилось в горизонт…
Ярославский

ШОССЕ есть КОПЬЕ, признак – «вонзиться»

 

Тяжело выходить

Из молчания,

Незаметно

Завязли в нем.

KataStrofa

МОЛЧАНИЕ есть БОЛОТО, признаки – «выходить», «завязнуть»

 

Мгновеньем замерли песчинки 
в приталенном стекле часов.

Платон

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ есть ЖЕНЩИНА, признак – «талия»

 

Порвано утро на полосы
чёрных дорожек.
Игорь Тамаев

УТРО есть БУМАГА, признак – «порвать на полосы»

 

Бросай в огонь скорей проблемы ветхие.

Мирия­_С

ПРОБЛЕМЫ есть ДРОВА, признак – «ветхие», «бросать в огонь»

 

Шлёп... Падают слова сырым тестом

На противень традиционного монолога.

Так и выпекаются горячие тексты
О том, что она одна и снова продрогла.

Сергей Воронов

СЛОВА есть ТЕСТО, признак – «шлепаться на противень»,

ТЕКСТЫ есть ПИРОГИ, ВЫПЕЧКА, признаки – «выпекаются»

 

По рельсам сумерки скользят
Вдоль вспышек окон.
Tanya Garg

СУМЕРКИ есть ТРАМВАЙ, признак – «скольжение по рельсам», «вдоль окон»,

ОКНА есть ВСПЫШКИ, признак – «появляются внезапно и тут же исчезают»

 

         Концепт-источник поставляет метафорическому образу признак, вербализованный коннектором. Признак всегда присущ концепту-источнику ингерентно, а к концепту-цели имеет опосредованное отношение, и именно эта мнимая нерелевантность играет решающую роль в формировании метафорического смысла.

 

         4. Э – Э – И

         Последняя метафорическая модель предполагает имплицитное выражение коннектора, сравниваемые концепты выражены эксплицитно, например:

 

Озера – зеркала кривые…

кантемиров

ОЗЕРА есть КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА, признак – «отражают криво»

 

Ворота – скрипач-самоучка.

Октавий Тантал

ВОРОТА есть СКРИПАЧ-САМОУЧКА, признак – «играет плохо» (скрипит)

 

Чулок змеится на полу нейлоновый…

Октавий Тантал

ЧУЛОК есть ЗМЕЯ, признак – «длинный», «черный»

 

Но кружевами ришелье
Встают берёзы на просвете.

Арома Булатова

БЕРЕЗЫ есть КРУЖЕВА, признак – «ажурные»

 

Листьев липы сердечки,
Листьев клёна ладони…

Leonsija

ЛИСТЬЯ ЛИПЫ есть СЕРДЕЧКИ, признак – «сердцеобразная форма»,

ЛИСТЬЯ КЛЕНА есть ЛАДОНИ, признак – «в форме ладони»

 

         Очень часто метафорическим признаком выступает внешнее сходство сравниваемых сущностей, стоящих за концептами, именно поэтому вербализация коннектора является излишней, как в последних трех примерах.

         Особой красотой обладает развернутая метафора, представляющая собой сочетание взаимосвязанных метафор с множеством признаков, например:

 

Яркой точкой на потухшем небосводе
вышла пленная луна назло погоде.

Располневшей, округлившейся в боках,
с крошкой-тучкой – как с младенцем, на руках,
проявилась на квадратике оконном,
под покровом ночи, что уж там, мадонной.

  Кассиопея

ЛУНА есть МАДОННА, признак – «располневшая», «округлившаяся в боках», «с младенцем-тучкой на руках»,

ТУЧКА есть МЛАДЕНЕЦ, признак – «на руках Мадонны-Луны»,

ОКОННАЯ РАМА есть БАГЕТ, признак – «Мадонна с младенцем».

 

         Таковы основные свойства и модели концептуальных метафорических смыслов. Я надеюсь, они могут помочь думающему автору в шлифовке образной составляющей стихотворения, в создании ярких, цельных и впечатляющих поэтических образов.

         Метафоры конструировать легко, когда знаешь механизм. Но они не должны быть самоцелью. Метафорические смыслы должны быть оправданы стилистикой, поэтикой стиха, вписаны в чувственный и мысленный контекст, органично впаяны в словесное пространство. Вот тогда они прекрасны. 

 

02.05.2012

 

 

Метки пользователя: 
научно-популярная статья
Статистика
Просмотрено гостями: 
3900
Просмотрено пользователями: 
156




Нравится



Аватар пользователя anri4
0

В фантастическом рассказе Георгия Шаха «И деревья, как всадники...» герой распознает плагиат в будущем, когда классиков изрядно подзабыли, по есенинской метафоре "И деревья, как всадники, съехались в нашем саду".
Человек – метафорическое существо, со склонностью к антропоцентризму и персонификации.
И пусть таковым остаётся. :)
Хорошая, нужная статья, Лидия.

-моя подпись—
Аватар пользователя Лилия Силина
0

Если кому-то пригодится, буду счастлива!
Спасибо, Андрей, Вы - в первых рядах целевой аудитории. Не потому, что Вам это надо знать, а потому что Вы думающий и писатель, и читатель.

Аватар пользователя Tanya Garg
0

За один раз всё не осмыслить )) Надо будет перечитать вечером в тишине.
Спасибо, Лилия! Очень много полезного нахожу для себя в таких статьях.

-моя подпись—

Авторский сайт "Солнечная сторона": garg.ucoz.ru

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Танечка, спасибо тебе, спасибо всем авторам за великолепные образцы метафор!

Аватар пользователя Ковыль
2

Очень серьезный труд!
честь и хвала, Лидия!
и хорошо, что он удобно на сайте расположен!
....
а вот профессиональный язык филолога для новичков сайта может оказаться некоторой преградой...

-моя подпись—

О, мой внимательный читатель,
Слова лишь крылья на ветру!
Один из нас двоих – создатель,
Держащий вымысла строку.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Наука есть наука. В каждой науке есть минимум терминов, без которых обойтись нельзя. Тем более в новых подходах.
Спасибо, Александр!

Аватар пользователя V. Zolin
0

Cерьёзное, оказывается, это дело - стихосложение... -)
А статья - великолепная! +++

-моя подпись—

Верил... Страдал... Поднимался... Корячился... А по итогу: "В списках не значился". 

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Да, дело нешуточное... Спасибо, Владимир!

Аватар пользователя irinagorban0504
0

ВСегда читаю такие статьи. Всегда знаю, что обязательно
почерпну для себя что-то новое и необходимое.
Почерпнула. Спасибо, Лилия, за серьезную и грамотную статью.

-моя подпись—

Я часто бываю здесь

http://my.mail.ru/community/irinagorban/

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, Ирочка, за солидарность и тепло!

Аватар пользователя Бусинка
0

Ваши статьи как раз для таких, как я. Прямо-таки "на пальцах" объяснили то, что раньше казалось само собой разумеющимся, как дыхание, осталось только овладеть такой специальной лексикой...и дышать правильно...:))
Спасибо Вам за такую статью!

-моя подпись—

 

Читатель мой, не расслабляйся!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Олечка, Вам спасибо за пищу для размышлений!

Аватар пользователя Нахалёнок
0

Большое спасибо, Лидия!

-моя подпись—

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Человек, избравший в качестве аватара ребенка с собакой, может быть только позитивным! Спасибо Вам!

Аватар пользователя vera nik
0

Какая же вы молодец, Лидия! Данная статья - одна из немногих и полезных публикаций (исследований!) на сайте, что оправдывает само название - сайт общения творческих людей!

-моя подпись—

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, Вера! ...Но мне больше нравится быть дЕвицей, чем молодцом...

Аватар пользователя vera nik
0

Учту на будущее :))

-моя подпись—

Аватар пользователя Октавий Тантал
0

Лиля, это событие для "Стихослова"! Отдельные пассажи настолько научны, что пробуждают во мне комплексы...:))Неук, вообщем...
Очень интересно и, главное - хочется после статьи поэкспериментировать! Спасибо тебе большое! И поздравляю с прекрасной работой!

-моя подпись—

 

Я же болен стихами, как астмой,
Мне больно без рифмы дышать...

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Толя, я знала, что такая статья нужна, это мною и двигало! Тебе спасибо...

Аватар пользователя Saveliy
0

Интересно, полезно, и поучительно. (Это я про себя))))

-моя подпись—

Я уже был в Раю. Хочется чего-нибудь прямо противоположного.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Учить приятно и интересно, когда это приятно и интересно ученикам. Спасибо, Савелий!

Аватар пользователя Roman L
0

Лилия, а ведь Ленин был прав: учиться, учиться и… научиться. ))
Эх, мне бы такую учительницу! ))

Превосходный разбор метафор и великолепное объяснение связующих составных.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Научиться до конца нельзя, пожалуй... И в этом основа прогресса. Спасибо, Роман!

Аватар пользователя Roman L
0

Тот кто теоретик - завидует практику, а практик завидует наоборот… Но как говорится: с Божьей помощью, каждому воздастся по заслугам.
Я возможно бы и изобретал новые конструкции метафор дальше, только вот интерес (всеобщий) почему-то…. с каждым днем безынтереснее.))

Аватар пользователя Тамара Тагеко
0

Зачиталась... Очень интересно и познавательно. А главное, главное, что Вы, Лидия, привели примеры из стихов авторов сайта, т.е. тех, с кем мы общаемся "в живую") Читала с нарастающим интересом, как хороший, качественный детектив)

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Ну, это похвала высшей пробы... Жаль, мало времени на такие детективы... Спасибо, Тамара, огромное!

Аватар пользователя ekka123
0

Немного спотыкалась на профессиональных терминах, но, в целом, статья написана доступным языком и читается легко. Пробежалась по своим стишкам, взглянув на них теперь
уже по-статейски.:)
Спасибо.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, к этому и стремилась.

Аватар пользователя В. Ва©илевич
0

Профессиональный разбор - настоящий учебник.
А такое внимательное отношения к трудам авторов стихослова вызывает особое уважение.
Спасибо за статью, Лидия.

-моя подпись—

В начале было Слово.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Авторы Стихослова заслуживают бОльшего внимания. Спасибо, Владимир!

Аватар пользователя Имя Морей
0

Спасибо Вам большое.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Всегда рада Вам, Олег!

Аватар пользователя smilyanae
0

Спасибо, Лиля. Какая вы умница!Интересное чтиво! Всё так просто и доступно на конкретных примерах объяснили. Правда пришлось залезть в словарь (чтобы терминологию понять), было бы не плохо, если бы вы этот "ликбез" продолжили. У вас хорошо получается. Темы есть (ну, хотя бы чем отличается ямб от хорея, анапеста, да ещё на примерах стихов сайта))))), подзабыли мы школьную науку))) Нужная статья, спасибо, Лиля )))

-моя подпись—

Великое вблизи неуловимо,

Лишь изредка торжественно оно,

Мы все проходим пред великим мимо

И видим лишь случайное звено.

                &am

Аватар пользователя Лилия Силина
0

А что, Люда, на метрику сайта у меня еще нет файла. Надо подумать. Спасибо большое!

Аватар пользователя smilyanae
0

Давайте, Лиля, хорошее же дело: друзьям-поэтам помочь! Не знаю, как другим, а мне очень образования не хватает. А главное, что иногда и не знаешь, что читать? Что искать?

-моя подпись—

Великое вблизи неуловимо,

Лишь изредка торжественно оно,

Мы все проходим пред великим мимо

И видим лишь случайное звено.

                &am

Аватар пользователя Lao Lyu
0

Мудро!

-моя подпись—

Я небо лю-

блю

голубое

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Куда нам до восточной мудрости китайцев! :)) Спасибо, Лю, что заглянули!

Аватар пользователя Lao Lyu
0

Либо вы полюбите Ли Бо, либо Ли Бо прийдет в ваши сны!

-моя подпись—

Я небо лю-

блю

голубое

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Красиво сказали, теперь буду думать, кто такой Ли Бо.

Аватар пользователя Lao Lyu
0

Ли Бо (современное произношение Ли Бай) или Ли Тай-бо (кит. 李白; 李太白; 701—762/763 г.) — китайский поэт времён династии Тан. Известный как бессмертный гений поэзии (кит. 詩仙, варианты перевода — «поэт-святой», «гениальный поэт»), Ли Бо принадлежит к числу самых почитаемых поэтов в истории китайской литературы и является одним крупнейших мировых поэтов, стоящий в одном ряду с именами Данте и Петрарки, Низами и Фирдоуси. Он оставил после себя около 1100 произведений (включая около 900 стихотворений)

-моя подпись—

Я небо лю-

блю

голубое

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Ага, все гораздо проще, а я думала, это Вы кого-то зашифровали!

Аватар пользователя Lao Lyu
0

Мы сами шифруемся...

-моя подпись—

Я небо лю-

блю

голубое

Аватар пользователя Kilot Oknechvesh
0

Кланяюсь Вам за беспокойство. Желаю, чтоб прочли все

-моя подпись—

Ты на себя взгляни со стороны.

Не верь тому, что говорят другие.

Знай – не всегда их мнения верны.

Они, как зеркала кривые

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, Ваше "беспокойство" очень приятно!

Аватар пользователя Ктулху
0

мне приятно что вам в основном нравятся хорошие авторы было бы интересно прочитать Вашу работу о наследии Клена. или такое уже есть?

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо за визит и идею!

Аватар пользователя Системные Сбои
0

Было ьы очень интересно узнать ваше мнение по поводу этого стихотворения. http://stihoslov.ru/stihi/khutor-dzhankhot-sistemnye-sboi

-моя подпись—

Главный Эклектиклиант! Спасаем Культуру!

Аватар пользователя Очарована жизнью
0

Очень хорошая поучительная статья. Читала с удовольствием)СПАСИБО)

-моя подпись—
Аватар пользователя Лилия Силина
0

Очень рада интересу, спасибо!

Аватар пользователя Auty
0

Вспомнилась погоня за метафорами у имажинистов. Вот Есенин, Мариенгоф, Рюрик Ивнев и другие хорошо в то время русский язык перетряхнули в поисках тропов. Мне кажется, что этих авторов после прочтения этого материала будет полезно прочесть многим.

-моя подпись—

Профиль удалён.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

А сейчас разве не погоня?...
А Есенина всегда полезно прочесть!...
Правда, у Маяковского метафоры лучше...
Спасибо!

Аватар пользователя Auty
0

Всё всегда индивидуальное есть немного общее. Нельзя сказать, что современный поэт намеренно читает монографии, исследования по метафорам, чтобы логически и последовательно их потом применять. Сейчас всё также, как и раньше, то есть сила самовыражения движет поэтический прогресс. Кроме метафоры автор использует большое количество других тропов. Кстати, Лидия, а у вас есть в планах написать статьи по другим выразительным средствам на страницах Стихослова?

-моя подпись—

Профиль удалён.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

У меня в блогах уже есть несколько, еще одна пишется.

StihoSlov чат

Необходимо зарегистрироваться и авторизоваться для того, чтобы отправлять сообщения в чат!

Нравится StihoSlov? Щелкай Like!