16+

Скоро день рождения

okuznetsov
13 Июн  (41)
kiriproh
13 Июн  (35)
Маргарита Василев...
13 Июн  (23)
Чужая
14 Июн
Whiskey
15 Июн  (67)
skeele
15 Июн  (47)
manu11
15 Июн  (44)
levious
15 Июн  (41)

Лента новостей RSS

RSS-материал
Последняя новость    С Новым Годом, Стихослов!

МЫ ВАМ РАДЫ!

Очень хочется почитать Ваши стихи и высказать о них мнение. Пожалуйста,
добавьте стих
Хочется пообщаться в блоге и почитать Ваши мысли, пожалуйста,
Или добавьте запись в блоге
Будем рады, если Вы напишете пару комментариев на стихи на сайте.
Вам всего лишь нужно зарегистрироваться
(логин-email-пароль)

Метафора на страницах Стихослова

Автор:
Лилия Силина

0

   Чем чаще Вы делитесь стихами в соцсетях и блогах, тем больше Вас читают!

 



Л.Р. Безуглая

Метафора на страницах Стихослова

   

         Одна из неотъемлемых черт поэзии – образность. Стихи не просто передают информацию, они рисуют образы, вызывая в воображении читателя переплетения смыслов, ассоциативные связи и сравнения, создавая новое видение предметов и явлений. Такие образы именуются в литературоведении и лингвистике термином «метафора».

         Хочется поделиться своими мыслями о метафоре, используя в качестве примеров материал сайта «Стихослов», который отбирался в течение двух лет. Критерий отбора – яркое соответствие излагаемой концепции.

         Метафора – не просто необычное, красивое сочетание слов. Что же это?  Самое распространенное определение: метафора – это скрытое сравнение. В этой связи возникает вопрос: Что скрыто? – Скрыт сравнительный союз (словно, точно, как бы, будто, как) или прилагательное, причастие, глагол со значением сравнения (похожий, сравнимый, сравнить, казаться).

         Есть и явное (эксплицитное) сравнение – содержащее эти элементы. Оно имеет право на существование в стихе, не умаляя его достоинств, внося лепту в формирование его образной составляющей. Яркими примерами эксплицитного сравнения являются такие строки:

 

Город, словно серый лазарет…

Saveliy

 

Сон, точно грифель, тонкий и ломкий…

Арома Булатова

 

Капли – будто бы запятые
В затемненном моем окне…

Ефим Хазанов

 

Скользили пальцы по ее спине,

как множество лодок по лунной реке…

Бусинка

 

Июль разомлел, как тело кумы…

Октавий Тантал
 

А водитель маршрутки похож на Кустурицу…

ThinRedLine

 

а хвост павлина, брошен как попало,
мне показался ветхою метлой.

Gray

 

         Тем не менее, метафора считается более сильным образным средством, чем явное сравнение, поскольку принадлежит к скрытому, имплицитному слою смыслов стихотворения, действенность которого трудно переоценить. 

         В современной лингвистике принят когнитивный подход к метафоре. Его главное свойство – антропоцентричность, т.е. он предполагает акцентирование человека, субъекта – носителя смыслов и образов. Говоря о метафоре, мы говорим о процессах, которые происходят в сознании автора стихов и читателя / слушателя.

         Единица сознания, мышления – концепт. Это так называемая ментальная репрезентация, квант сознания, которым оперирует человек в процессе мышления.

         Концепт соотносится со словами определенного языка. Люди мыслят концептами – не зависимо от того, на каком языке они говорят.

         Люди мыслят концептами, но в процессе общения вербализуют эти концепты – превращают их в слова. Не для всех концептов есть слова в отдельных языках, например, для концепта СУТКИ в русском языке есть слово, а в английском и немецкоми – нет.

         Связанная конфигурация концептов в сознании человека называется пропозицией.

         Понимание концепта как ментальной единицы необходимо для понимания метафоры как ментального процесса и как результата этого процесса, облаченного в словесную форму.  

         На основании переосмысляемой в сознании ментальной единицы можно выделить два вида метафоры – концептуальную и пропозициональную.

         Пропозициональная метафора представляет собой имплицитный  образно-пропозициональный смысл, сложное переосмысление пропозиции – положения дел, выражаемого высказыванием. Метафора этого типа соотносима с такой стилистической фигурой, как перифраз - смысл передается другими словами, но с образной составляющей, например:

 

сокращая взгляд губами…

Roman L.

+> приближаясь губами к лицу

 

Будет солнце объявлено в розыск

Конвертатор

+> Солнце не будет светить

 

         Более подробно мы остановимся на концептуальной метафоре, которая представляет собой соотнесение двух концептов, попросту говоря, ассоциативное соположение их по определенному признаку. Наиболее популярные метафоры в индоевропейских языках – НЕЧТО есть ВОЙНА, ТЕАТР, СПОРТ, ДОРОГА и др. То есть какой-то концепт сравнивается с войной, театром, спортом, дорогой и т.п.   

         Самое распространенное сравнение – с человеком: НЕЧТО есть ЧЕЛОВЕК. Такая метафора называется олицетворением или персонификацией. Она очень легко конструируется: самый простой прием – сочитайте неодушивленные существительные с глаголами, которые имеют отношение только к человеку. Например, молчать может только человек, но если вы соедините этот глагол с любым предметным существительным, получится персонификация: Молчат деревья / поля / луна / туман / горы и т.п.

         Кроме глаголов, признаки, присущие человеку, могут выражать и другие части речи. Да и концепт ЧЕЛОВЕК может конкретизироваться: ЖЕНЩИНА, МУЖЧИНА, РЕБЕНОК и т.п.

         Вот яркие примеры персонификаций, демонстрирующие эти положения:   

 

Этот киевский дождь говорил о тебе.

Тамила Синеева

ДОЖДЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «говорить»

 

А по зонтам унылый дождь, не предвещающий грозы,
Стучит морзянкою: «спасите наши души!..»

Actor_nv

ДОЖДЬ есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «унылый», «стучит морзянкою»

 

Я золотому Сентябрю
пожму прохладную ладонь…
Saveliy

СЕНТЯБРЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «пожимать ладонь»

 

Ещё  один  закат  шепнул:  
прощай.  

V. Zolin

ЗАКАТ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «шепнул»

 

В одеждах рваных, в шляпе скомороха
Любовь стояла долго у ворот.

irinagorban0504

ЛЮБОВЬ есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «в одеждах», «стояла у ворот»
 

Крутила Вьюга фуэте без счёта…

Богаченко Татьяна

ВЬЮГА есть БАЛЕРИНА, признак – «крутить фуэте»

 

Влюбленный МАРТ – под окнами, с цветочками... 

Зульнора

МАРТ есть МУЖЧИНА, признаки – «влюбленный», «с цветочками»

 

Пьяный октябрь снял эполеты…

Арома Булатова

ОКТЯБРЬ есть ВОЕННЫЙ, признаки – «пьяный», «эполеты»

 

Улыбчиво щурились окна на юг…

Whiskey

ОКНА есть ЛЮДИ, признаки – «улыбаться», «щуриться» (от солнца)

 

соборы тычут в небо готическим указательным пальцем.

Nekrofeet

СОБОРЫ есть ЛЮДИ, признак – «тычут пальцем»

 

Время плачущих крыш и озябших дворов.

Игорь Тамаев

КРЫШИ есть ЛЮДИ, признак – «плакать»,

ДВОРЫ есть ЛЮДИ, признак – «зябнуть»

 

Деревья ждут смертельной ласки

 ночных беспутных холодов...

Бусинка

ДЕРЕВЬЯ есть ЖЕНЩИНЫ, признак – «ждут ласки»,

ХОЛОДА есть МУЖЧИНЫ – «беспутные», «ласкают»

 

         Принято различать мертвые метафоры (стертые, угасшие, языковые, конвенциональные, лексические) и живые (креативные, творческие, инновативные, активно-образные). Мертвые метафоры являются элементами лексико-семантической системы языка и фиксируются в толковых словарях как переносные значения, например, «тормоз» – часть механизма / машины, и «тормоз» – препятствие или несообразительный человек. Живые метафоры – результат творческой, речемыслительной деятельности человека, поэта, автора художественного текста.

         В терминах «живая – мертвая метафора» прослежтвается метафорическое сравнение метафоры с человеческим организмом, своего рода «метафора метафоры». Эту метафорическую связь прекрасно выразил В.Ю. Апресян в контексте более широкой метафоры ЯЗЫК есть СОДРУЖЕСТВО ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ: «Метафоры (как, впрочем, и всякая другая языковая единица) являютсмя в каком-то смысле живым организмом: старые метафоры отмирают, переставая осознаваться языком как таковые, и постоянно идет процесс создания новых метафор».

         Живые метафоры оказывают больший воздействующий эффект, чем мертвые, поскольку привлекают внимание слушающего и обостряют его восприятие неожиданностью возникающих ассоциаций.

         Однако и мертвые метафоры способны украсить стихотворение, например:

 

– Жизнь течёт: семья, работа, дети?

– Как у всех... – и улыбаюсь мило.
Solveig

ЖИЗНЬ есть ВОДА, признак – «течет»

 

Дороги стелятся к ногам – пыль, сушь и дым…

Solveig

ДОРОГИ есть СКАТЕРТИ, признак – «стелятся»

 

Но просыпаются
Безумные мечты.

KataStrofa

МЕЧТЫ есть ЛЮДИ, признаки – «просыпаются», «безумные»
 

         Различие между мертвыми и живыми метафорами определяется осью «осознанный – неосознанный». Если живая метафора всегда осознается автором и читателем (пусть даже и не определяется до конца), в их сознании активируются и соотносятся соответствующие концепты и их признаки, то мертвая метафора проходит неосознанно.

         В поэзии частотны случаи, когда мертвые метафоры ‘оживают’, что называется реанимацией или реконструкцией метафоры.

         Когнитивный механизм ‘оживления’ стертой метафоры заключается в развитии метафорического сравнения, то есть в расширении ассоциативных связей, стоящих за метафорой. На языковом уровне данный процесс осуществляется двумя способами: экстенсивно и интенсивно.

         Экстенсивный способ состоит в конкретизации метафорического признака или добавлении новых признаков. Стоит всего лишь добавить к одному из слов-членов стертой метафорической конструкции хотя бы одно зависимое слово, как метафора оживает – вызывает в нашем сознании соответствующий образ, например:

 

А жизнь уходит
рябью по воде.

кантемиров

ЖИЗНЬ есть ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, признак – «уходит»

 

С лица не пить,
а пить, так не напиться.   
Дарина М.

ЛИЦО есть СОСУД, признаки – «пить», «напиться»

 

Давила

окурки,

  курки

взводила

     и мило

стреляла

  глазками...

nk

ГЛАЗА есть ПУЛИ, признак – «стрелять», «взводить курки»

 

         Особый подвид экстенсивного способа – актуализация двух значений слова – прямого и переносного, метафорического. Двузначность  обладает свойством создавать двуплановость, двухслойность смысла, в том числе и метафорического. Арома Булатова привлекает к созданию метафорического смысла два значения глагола «сохнуть»: прямое – «становиться сухим», и переносное – «страдать»:

 

Шкаф неприкаянный обликом странен,
Стулья иссохли (по ком?).                           
Кто из них временем более ранен,
Спорят полы с потолком.

Арома Булатова

СТУЛЬЯ есть ЛЮДИ, признак – «сохнуть, страдать»

 

         Интенсивный способ реанимации мертвой метафоры состоит в углублении признака. Например, говоря «Идет дождь», мы ничего не представляем, кроме дождя. Но Тамара Тагеко интенсифицирует действие: «Дождь идет – бежит – убегает», и в сознании возникает сравнение дождя с человеком:

 

Дождь убегает по проспекту дальше..

Тамара Тагеко

ДОЖДЬ есть ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, признак – «убегает»:

Дождь идет – Дождь бежит – Дождь убегает

 

         Исходный концепт, который является одним из ключевых в стихотворении и вписывается в понятийный ряд контекста, называют концептом-целью. Концепт, который привлекается по аналогии для создания метафорического смысла и, на первый взгляд, не вписывается в контекст (не релевантен), называется концептом-источником (соответственно, target – source (Дж. Лакофф, М. Джонсон), tenor – vehicle (А.А. Ричардс), principal subject – subsidiary subject (М. Блэк)), – основной и вспомогательный субъекты метафоры (Е.С. Кубрякова). Признак, объединяющий оба концепта, называется коннектором.

         Концепт-цель, концепт-источник и коннектор могут быть выражены в тексте стихотворения эксплицитно – при помощи сообтветствующих слов, и имплицитно, т.е. скрыты между строк. В связи с этим можно выделить четыре модели метафорического смысла:

                                                          Э – Э – Э,

                                                          И – Э – Э,

                                                          Э – И – Э,

                                                          Э – Э – И,

где 1-й член – концепт-цель, 2-й член – концепт-источник, 3-й член – коннектор, Э – эксплицитный способ выражения, И – имплицитный способ выражения.

         Рассмотрим данные модели на примерах.

 

         1. Э – Э – Э

         Первая модель представляет собой случай, когда все члены выражены эксплицитно, представлены в тексте соответствующими словами, вербализованы, ословлены.

         Самый частотный способ экспликации – «существительное в творительном падеже + существительное в именительном падеже + глагол», в разной последовательности, возможно, с зависимыми словами, например:

 

Послушной собакой у ног
Лев, спящий под рокот прибоя,
Устало на лапы прилег.

Leonsija

ЛЕВ есть СОБАКА, признак – «послушная»

 

Скорым поездом мчатся мысли
По дороге раздумий вечных.
Алзан

МЫСЛИ есть ПОЕЗД, признак – «мчатся по дороге»,

РАЗДУМИЯ есть ДОРОГА, признак – «по ним мчатся мысли-поезда»

 

и огрызается смысл загнанным зверем…

Бусинка

СМЫСЛ есть ЗВЕРЬ, признак – «огрызается»

 

Память колет на запястье

Стрелками часов.

Ковыль

ПАМЯТЬ есть ЧАСЫ, признак – «стрелками на запястье»

 

         Эта модель может быть представлена и способом «существительное в любом падеже + существительное в родительном падеже + глагол», в разной последовательности, возможно, с зависимыми словами, например:

 

Сожгу в костре закатного огня
Прошедший день…
Saveliy

ЗАКАТ есть КОСТЕР, признак – «сжигать»

 

Фонарей самарских огненные спицы
Вяжут млечную завесу из тумана.

Whiskey

ФОНАРИ есть СПИЦЫ, признаки – «вязать»,

ТУМАН есть ЗАВЕСА, признаки – «связана»

 

Каша пышных облаков
В плоской миске неба.

Leonsija

ОБЛАКА есть КАША, признак – «пышность», «в миске»,

НЕБО есть МИСКА, признак – «каша-облака»

 

         Продуктивным способом вербализации этой модели является параллельное употребление двух существительных в любом падеже (приложение), в том числе, и через дефис. Коннектор-признак при этом может быть выражен разными частями речи, например:

 

тёплый щенок весна на нетвёрдых лапах

носом толкает солнечный колобок.

В.Василевич

ВЕСНА есть ЩЕНОК, признаки – «на нетвердых лапах», «носом толкает»

 

Но гордость, злая мамочка с ремнём,

тебя ко мне опять не подпускает.

Дарина М.

ГОРДОСТЬ есть ЗЛАЯ МАМОЧКА, признаки – «с ремнем», «к тебе не подпускает»

 

Под мелким бисером-дождём…

Saveliy

ДОЖДЬ есть БИСЕР, признак – «мелкий»

 

Реки-улицы тянутся узкими устьями

В направлении центра.

Thin_red_line

РЕКИ есть УЛИЦЫ, признак – «устья»

 

         Встречаются и оригинальные способы экспликации данной модели:

 

Воздух спрессован в вату…

Тамара Тагеко

ВОЗДУХ есть ВАТА, признак «спрессован»

 

Льется чернильная ночь…

Roman L.

НОЧЬ есть ЧЕРНИЛО, признак «литься»

 

Бронетанковость лиц, суета от звонка до звонка.

Сергей Воронов

ЛИЦА есть ТАНКИ, признак – «имеют непробиваемую броню»

 

Сосульки-карамельки лижет ветер.

Николай Седой

СОСУЛЬКИ есть КАРАМЕЛЬКИ, признак – «лизать»,

ВЕТЕР есть ЧЕЛОВЕК, признак – «лижет карамельки»

 

         Поскольку все три концептуальные составляющие метафоры выражены в этой модели явно, эксплицитно, она дает очень яркие, зримые образы.

 

         2. И – Э – Э

         Данная модель встречается реже других. Она характеризуется имплицитно выраженным концептом-целью, а концепт-источник и коннектор-признак выражены экплицитно, явно (иплицитный, скрытый концепт-цель выделен курсивом):

 

Белая  вата  на  шелковой  сини…  

Октавий Тантал

ОБЛАКА есть ВАТА, признак – «белый цвет»

 

Воспламеняют в небе шар язычники.

Solveig

СОЛНЦЕ есть ШАР , признак – «в небе»

 

Обитель  звезд  обижена,  объезжена.
Ракеты  больно  жалят  пустоту.

Октавий Тантал
НЕБО есть ТЕРРИТОРИЯ-ОБИТЕЛЬ, признаки – «объезжать», «пустота»

 

Посыпав город всласть небесной манкой,
Бог на неделю кашу заварил.

Кассиопея

СНЕГ есть МАННАЯ КРУПА, признак – «сыпать»,

СУГРОБЫ есть МАННАЯ КАША, признак – «сварена»

 

Включила ночь на небосводе бра,

Спустившись долу до рожденья утра.

Но странен Бог – опять просыпал пудру

И предложил глупцам ее собрать...

Юлия Куликова

ЛУНА есть БРА, признак – «включать»,

ЗВЕЗДЫ есть ПУДРА, признак – «просыпать»

 

Растяпа клен роняет по одной
Свои перчатки рыжего окраса.

KataStrofa
ЛИСТЬЯ КЛЕНА есть ПЕРЧАТКИ, признак – «клен их роняет»,

КЛЕН есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «растяпа», «роняет перчатки»

 

Наш мандариновый уют,  

взрываясь пенистым цунами,

звенит осколками минут.

vera nik.

ШАМПАНСКОЕ есть ЦУНАМИ, признак – «пенистое»,

УЮТ есть БОМБА, признаки – «взрываться», «осколки»

 

         По такому принципу построены детские загадки, поэтому эта модель соответствует метафоре-загадке в работах Ю.И. Левина и В.П. Москвина.

 

         3. Э – И – Э

         Самая частотная метафорическая модель: концепт-цель и коннектор виражены эксплицитно, а концепт-источник – имплицитно, например:

 

Опять раплакался июль,

Опять земля дождем размыта…

Ефим Хазанов

ИЮЛЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «плакать»,

ДОЖДЬ есть СЛЕЗЫ, признак – плакать»

 

И мокрым носом тычась безуспешно,

Весенний ветер тянет за плащи.

Тамара Тагеко

ВЕТЕР есть ПЕС, признаки – «тычась мокрым носом», «тянуть за плащ»

 

не дожидаясь единственного звонка,
выключить веру нажатием... а потом…

Sahara

ВЕРА есть ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ, признак – «ждать звонка», «выключить»

 

Выпью  полстакана сумрачного марта…

кантемиров

МАРТ  есть НАПИТОК, признаки – «пить», «полстакана»

 

В котёл с водою брось десяток звёзд…

anri4

ЗВЕЗДЫ есть ПИЩА, признак – «бросать в котел с водою»

 

Давай забредём в непогоду:

там ливни танцуют джигу

Бусинка

НЕПОГОДА есть ПОМЕЩЕНИЕ, признак – «забрести»,

ЛИВНИ есть ЛЮДИ, признак – «танцуют джигу»

 

часом ветер, бороздящий дали,
круто разворачивал штурвал,
мчался курсом, что укажет случай…

Gray

ВЕТЕР есть ПИЛОТ, признак – «разворачивать штурвал»

 

Старушками цветёт базар-вокзал

Конвертатор

СТАРУШКИ есть ЦВЕТЫ, признак – «цвести»

 

Унося тишину охапками…

Алика

ТИШИНА есть ЦВЕТЫ, признак – «охапками»

 

Так небо рвется где-то в клочья…

Ковыль

НЕБО есть ТКАНЬ, признак – «рваться в клочья»

 

я снова вхожу в одиночество,
где делать практически нечего.
Saveliy

ОДИНОЧЕСТВО есть ПОМЕЩЕНИЕ, признак – «входить»

 

Пей судьбу вёдрами!

КЕСТ

СУДЬБА есть ВОДА, признак – «пить»

 

Терпеливая осень
Красит листья усердно.

borbar

ОСЕНЬ есть МАЛЯР, признак – «красит»

 

А дальше смерть,
На крылья черные подхватит...

env2001

СМЕРТЬ есть ПТИЦА, признак – «крылья»

 

Шоссе вонзилось в горизонт…
Ярославский

ШОССЕ есть КОПЬЕ, признак – «вонзиться»

 

Тяжело выходить

Из молчания,

Незаметно

Завязли в нем.

KataStrofa

МОЛЧАНИЕ есть БОЛОТО, признаки – «выходить», «завязнуть»

 

Мгновеньем замерли песчинки 
в приталенном стекле часов.

Платон

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ есть ЖЕНЩИНА, признак – «талия»

 

Порвано утро на полосы
чёрных дорожек.
Игорь Тамаев

УТРО есть БУМАГА, признак – «порвать на полосы»

 

Бросай в огонь скорей проблемы ветхие.

Мирия­_С

ПРОБЛЕМЫ есть ДРОВА, признак – «ветхие», «бросать в огонь»

 

Шлёп... Падают слова сырым тестом

На противень традиционного монолога.

Так и выпекаются горячие тексты
О том, что она одна и снова продрогла.

Сергей Воронов

СЛОВА есть ТЕСТО, признак – «шлепаться на противень»,

ТЕКСТЫ есть ПИРОГИ, ВЫПЕЧКА, признаки – «выпекаются»

 

По рельсам сумерки скользят
Вдоль вспышек окон.
Tanya Garg

СУМЕРКИ есть ТРАМВАЙ, признак – «скольжение по рельсам», «вдоль окон»,

ОКНА есть ВСПЫШКИ, признак – «появляются внезапно и тут же исчезают»

 

         Концепт-источник поставляет метафорическому образу признак, вербализованный коннектором. Признак всегда присущ концепту-источнику ингерентно, а к концепту-цели имеет опосредованное отношение, и именно эта мнимая нерелевантность играет решающую роль в формировании метафорического смысла.

 

         4. Э – Э – И

         Последняя метафорическая модель предполагает имплицитное выражение коннектора, сравниваемые концепты выражены эксплицитно, например:

 

Озера – зеркала кривые…

кантемиров

ОЗЕРА есть КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА, признак – «отражают криво»

 

Ворота – скрипач-самоучка.

Октавий Тантал

ВОРОТА есть СКРИПАЧ-САМОУЧКА, признак – «играет плохо» (скрипит)

 

Чулок змеится на полу нейлоновый…

Октавий Тантал

ЧУЛОК есть ЗМЕЯ, признак – «длинный», «черный»

 

Но кружевами ришелье
Встают берёзы на просвете.

Арома Булатова

БЕРЕЗЫ есть КРУЖЕВА, признак – «ажурные»

 

Листьев липы сердечки,
Листьев клёна ладони…

Leonsija

ЛИСТЬЯ ЛИПЫ есть СЕРДЕЧКИ, признак – «сердцеобразная форма»,

ЛИСТЬЯ КЛЕНА есть ЛАДОНИ, признак – «в форме ладони»

 

         Очень часто метафорическим признаком выступает внешнее сходство сравниваемых сущностей, стоящих за концептами, именно поэтому вербализация коннектора является излишней, как в последних трех примерах.

         Особой красотой обладает развернутая метафора, представляющая собой сочетание взаимосвязанных метафор с множеством признаков, например:

 

Яркой точкой на потухшем небосводе
вышла пленная луна назло погоде.

Располневшей, округлившейся в боках,
с крошкой-тучкой – как с младенцем, на руках,
проявилась на квадратике оконном,
под покровом ночи, что уж там, мадонной.

  Кассиопея

ЛУНА есть МАДОННА, признак – «располневшая», «округлившаяся в боках», «с младенцем-тучкой на руках»,

ТУЧКА есть МЛАДЕНЕЦ, признак – «на руках Мадонны-Луны»,

ОКОННАЯ РАМА есть БАГЕТ, признак – «Мадонна с младенцем».

 

         Таковы основные свойства и модели концептуальных метафорических смыслов. Я надеюсь, они могут помочь думающему автору в шлифовке образной составляющей стихотворения, в создании ярких, цельных и впечатляющих поэтических образов.

         Метафоры конструировать легко, когда знаешь механизм. Но они не должны быть самоцелью. Метафорические смыслы должны быть оправданы стилистикой, поэтикой стиха, вписаны в чувственный и мысленный контекст, органично впаяны в словесное пространство. Вот тогда они прекрасны. 

 

02.05.2012

 

 

Метки пользователя: 
научно-популярная статья
Статистика
Просмотрено гостями: 
3900
Просмотрено пользователями: 
156




Нравится



Аватар пользователя anri4
0

В фантастическом рассказе Георгия Шаха «И деревья, как всадники...» герой распознает плагиат в будущем, когда классиков изрядно подзабыли, по есенинской метафоре "И деревья, как всадники, съехались в нашем саду".
Человек – метафорическое существо, со склонностью к антропоцентризму и персонификации.
И пусть таковым остаётся. :)
Хорошая, нужная статья, Лидия.

-моя подпись—
Аватар пользователя Лилия Силина
0

Если кому-то пригодится, буду счастлива!
Спасибо, Андрей, Вы - в первых рядах целевой аудитории. Не потому, что Вам это надо знать, а потому что Вы думающий и писатель, и читатель.

Аватар пользователя Tanya Garg
0

За один раз всё не осмыслить )) Надо будет перечитать вечером в тишине.
Спасибо, Лилия! Очень много полезного нахожу для себя в таких статьях.

-моя подпись—

Авторский сайт "Солнечная сторона": garg.ucoz.ru

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Танечка, спасибо тебе, спасибо всем авторам за великолепные образцы метафор!

Аватар пользователя Ковыль
0

Очень серьезный труд!
честь и хвала, Лидия!
и хорошо, что он удобно на сайте расположен!
....
а вот профессиональный язык филолога для новичков сайта может оказаться некоторой преградой...

-моя подпись—

О, мой внимательный читатель,
Слова лишь крылья на ветру!
Один из нас двоих – создатель,
Держащий вымысла строку.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Наука есть наука. В каждой науке есть минимум терминов, без которых обойтись нельзя. Тем более в новых подходах.
Спасибо, Александр!

Аватар пользователя V. Zolin
0

Cерьёзное, оказывается, это дело - стихосложение... -)
А статья - великолепная! +++

-моя подпись—

Верил... Страдал... Поднимался... Корячился... А по итогу: "В списках не значился". 

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Да, дело нешуточное... Спасибо, Владимир!

Аватар пользователя irinagorban0504
0

ВСегда читаю такие статьи. Всегда знаю, что обязательно
почерпну для себя что-то новое и необходимое.
Почерпнула. Спасибо, Лилия, за серьезную и грамотную статью.

-моя подпись—

Я часто бываю здесь

http://my.mail.ru/community/irinagorban/

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, Ирочка, за солидарность и тепло!

Аватар пользователя Бусинка
0

Ваши статьи как раз для таких, как я. Прямо-таки "на пальцах" объяснили то, что раньше казалось само собой разумеющимся, как дыхание, осталось только овладеть такой специальной лексикой...и дышать правильно...:))
Спасибо Вам за такую статью!

-моя подпись—

 

Читатель мой, не расслабляйся!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Олечка, Вам спасибо за пищу для размышлений!

Аватар пользователя Нахалёнок
0

Большое спасибо, Лидия!

-моя подпись—

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Человек, избравший в качестве аватара ребенка с собакой, может быть только позитивным! Спасибо Вам!

Аватар пользователя vera nik
0

Какая же вы молодец, Лидия! Данная статья - одна из немногих и полезных публикаций (исследований!) на сайте, что оправдывает само название - сайт общения творческих людей!

-моя подпись—

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, Вера! ...Но мне больше нравится быть дЕвицей, чем молодцом...

Аватар пользователя vera nik
0

Учту на будущее :))

-моя подпись—

Аватар пользователя Октавий Тантал
0

Лиля, это событие для "Стихослова"! Отдельные пассажи настолько научны, что пробуждают во мне комплексы...:))Неук, вообщем...
Очень интересно и, главное - хочется после статьи поэкспериментировать! Спасибо тебе большое! И поздравляю с прекрасной работой!

-моя подпись—

 

Я же болен стихами, как астмой,
Мне больно без рифмы дышать...

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Толя, я знала, что такая статья нужна, это мною и двигало! Тебе спасибо...

Аватар пользователя Saveliy
0

Интересно, полезно, и поучительно. (Это я про себя))))

-моя подпись—

Я уже был в Раю. Хочется чего-нибудь прямо противоположного.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Учить приятно и интересно, когда это приятно и интересно ученикам. Спасибо, Савелий!

Аватар пользователя Roman L
0

Лилия, а ведь Ленин был прав: учиться, учиться и… научиться. ))
Эх, мне бы такую учительницу! ))

Превосходный разбор метафор и великолепное объяснение связующих составных.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Научиться до конца нельзя, пожалуй... И в этом основа прогресса. Спасибо, Роман!

Аватар пользователя Roman L
0

Тот кто теоретик - завидует практику, а практик завидует наоборот… Но как говорится: с Божьей помощью, каждому воздастся по заслугам.
Я возможно бы и изобретал новые конструкции метафор дальше, только вот интерес (всеобщий) почему-то…. с каждым днем безынтереснее.))

Аватар пользователя Тамара Тагеко
0

Зачиталась... Очень интересно и познавательно. А главное, главное, что Вы, Лидия, привели примеры из стихов авторов сайта, т.е. тех, с кем мы общаемся "в живую") Читала с нарастающим интересом, как хороший, качественный детектив)

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Ну, это похвала высшей пробы... Жаль, мало времени на такие детективы... Спасибо, Тамара, огромное!

Аватар пользователя ekka123
0

Немного спотыкалась на профессиональных терминах, но, в целом, статья написана доступным языком и читается легко. Пробежалась по своим стишкам, взглянув на них теперь
уже по-статейски.:)
Спасибо.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, к этому и стремилась.

Аватар пользователя В. Ва©илевич
0

Профессиональный разбор - настоящий учебник.
А такое внимательное отношения к трудам авторов стихослова вызывает особое уважение.
Спасибо за статью, Лидия.

-моя подпись—

В начале было Слово.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Авторы Стихослова заслуживают бОльшего внимания. Спасибо, Владимир!

Аватар пользователя Имя Морей
0

Спасибо Вам большое.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Всегда рада Вам, Олег!

Аватар пользователя smilyanae
0

Спасибо, Лиля. Какая вы умница!Интересное чтиво! Всё так просто и доступно на конкретных примерах объяснили. Правда пришлось залезть в словарь (чтобы терминологию понять), было бы не плохо, если бы вы этот "ликбез" продолжили. У вас хорошо получается. Темы есть (ну, хотя бы чем отличается ямб от хорея, анапеста, да ещё на примерах стихов сайта))))), подзабыли мы школьную науку))) Нужная статья, спасибо, Лиля )))

-моя подпись—

Великое вблизи неуловимо,

Лишь изредка торжественно оно,

Мы все проходим пред великим мимо

И видим лишь случайное звено.

                &am

Аватар пользователя Лилия Силина
0

А что, Люда, на метрику сайта у меня еще нет файла. Надо подумать. Спасибо большое!

Аватар пользователя smilyanae
0

Давайте, Лиля, хорошее же дело: друзьям-поэтам помочь! Не знаю, как другим, а мне очень образования не хватает. А главное, что иногда и не знаешь, что читать? Что искать?

-моя подпись—

Великое вблизи неуловимо,

Лишь изредка торжественно оно,

Мы все проходим пред великим мимо

И видим лишь случайное звено.

                &am

Аватар пользователя Lao Lyu
0

Мудро!

-моя подпись—

Я небо лю-

блю

голубое

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Куда нам до восточной мудрости китайцев! :)) Спасибо, Лю, что заглянули!

Аватар пользователя Lao Lyu
0

Либо вы полюбите Ли Бо, либо Ли Бо прийдет в ваши сны!

-моя подпись—

Я небо лю-

блю

голубое

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Красиво сказали, теперь буду думать, кто такой Ли Бо.

Аватар пользователя Lao Lyu
0

Ли Бо (современное произношение Ли Бай) или Ли Тай-бо (кит. 李白; 李太白; 701—762/763 г.) — китайский поэт времён династии Тан. Известный как бессмертный гений поэзии (кит. 詩仙, варианты перевода — «поэт-святой», «гениальный поэт»), Ли Бо принадлежит к числу самых почитаемых поэтов в истории китайской литературы и является одним крупнейших мировых поэтов, стоящий в одном ряду с именами Данте и Петрарки, Низами и Фирдоуси. Он оставил после себя около 1100 произведений (включая около 900 стихотворений)

-моя подпись—

Я небо лю-

блю

голубое

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Ага, все гораздо проще, а я думала, это Вы кого-то зашифровали!

Аватар пользователя Lao Lyu
0

Мы сами шифруемся...

-моя подпись—

Я небо лю-

блю

голубое

Аватар пользователя Kilot Oknechvesh
0

Кланяюсь Вам за беспокойство. Желаю, чтоб прочли все

-моя подпись—

Ты на себя взгляни со стороны.

Не верь тому, что говорят другие.

Знай – не всегда их мнения верны.

Они, как зеркала кривые

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, Ваше "беспокойство" очень приятно!

Аватар пользователя Ктулху
0

мне приятно что вам в основном нравятся хорошие авторы было бы интересно прочитать Вашу работу о наследии Клена. или такое уже есть?

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо за визит и идею!

Аватар пользователя Системные Сбои
0

Было ьы очень интересно узнать ваше мнение по поводу этого стихотворения. http://stihoslov.ru/stihi/khutor-dzhankhot-sistemnye-sboi

-моя подпись—

Главный Эклектиклиант! Спасаем Культуру!

Аватар пользователя Очарована жизнью
0

Очень хорошая поучительная статья. Читала с удовольствием)СПАСИБО)

-моя подпись—
Аватар пользователя Лилия Силина
0

Очень рада интересу, спасибо!

Аватар пользователя Auty
0

Вспомнилась погоня за метафорами у имажинистов. Вот Есенин, Мариенгоф, Рюрик Ивнев и другие хорошо в то время русский язык перетряхнули в поисках тропов. Мне кажется, что этих авторов после прочтения этого материала будет полезно прочесть многим.

-моя подпись—

Профиль удалён.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

А сейчас разве не погоня?...
А Есенина всегда полезно прочесть!...
Правда, у Маяковского метафоры лучше...
Спасибо!

Аватар пользователя Auty
0

Всё всегда индивидуальное есть немного общее. Нельзя сказать, что современный поэт намеренно читает монографии, исследования по метафорам, чтобы логически и последовательно их потом применять. Сейчас всё также, как и раньше, то есть сила самовыражения движет поэтический прогресс. Кроме метафоры автор использует большое количество других тропов. Кстати, Лидия, а у вас есть в планах написать статьи по другим выразительным средствам на страницах Стихослова?

-моя подпись—

Профиль удалён.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

У меня в блогах уже есть несколько, еще одна пишется.

StihoSlov чат

Необходимо зарегистрироваться и авторизоваться для того, чтобы отправлять сообщения в чат!

Нравится StihoSlov? Щелкай Like!