16+

Скоро день рождения

okuznetsov
13 Июн  (41)
kiriproh
13 Июн  (35)
Маргарита Василев...
13 Июн  (23)
Чужая
14 Июн
Whiskey
15 Июн  (67)
skeele
15 Июн  (47)
manu11
15 Июн  (44)
levious
15 Июн  (41)

Лента новостей RSS

RSS-материал
Последняя новость    С Новым Годом, Стихослов!

МЫ ВАМ РАДЫ!

Очень хочется почитать Ваши стихи и высказать о них мнение. Пожалуйста,
добавьте стих
Хочется пообщаться в блоге и почитать Ваши мысли, пожалуйста,
Или добавьте запись в блоге
Будем рады, если Вы напишете пару комментариев на стихи на сайте.
Вам всего лишь нужно зарегистрироваться
(логин-email-пароль)

Миражные рифмы и работа с ними

Автор:
gipsylilya

0

   Чем чаще Вы делитесь стихами в соцсетях и блогах, тем больше Вас читают!

 



Написала для одного мастер-класса в поэтическом сообществе вконтакте такой вот текстик по видам рифм, которые я называю "миражными". Переношу сюда, вдруг кому-то интересно.

Что такое классическая рифма, каждый из нас себе хорошо представляет. Однако иногда художественная задача требует — или душа просит — нестандартных приёмов. В качестве одного из них может быть нестандартный тип рифмы. Мне таковых известны четыре: полурифмы, визуальные рифмы, близкие к ним консонансные рифмы и близкие родственник рифм классических — ассонансные.

Полурифму технически построить очень просто: окончание одной рифмующейся строки должно быть длиннее другой ровно на один слог, и рифмоваться должно всё как обычно, кроме этого «хвостика». Насыщенность полурифмы является обычным предметом спора гурманов: одни уверяют, что она вкуснее именно в обеднённом виде, другие, напротив, ратуют за чеканность рифмующихся частей.
В примерах и образцах выглядит так:

перчатка — печать, дрянь — пряник, лассо — бессонный, солнце — сон

По природе полурифмы очевидно, что стихотворение, написанное на ней, будет чередовать рифму женскую и мужскую или дактилическую и женскую и что самый удобный способ рифмовки с ней — парный.
Вот как это может примерно выглядеть (мой этюд, специально для этого МК):

Старый месяц, бледный, будто труп,
по-цыгански крепко курит трубку;
опустив до моря белый трап,
вверх к себе манит сбежать арабку,
деву с ликом бронзовой луны —
разве ей к лицу хиджаб унылой
смертной жизни? Сонная волна
изготовилась и только ждёт сигнала.

Впрочем, целые стихотворения на полурифме пишут очень редко, предпочитая вставлять её в качестве акцента.

Визуальную рифму, как считается, придумали британцы. Это рифма, основанная на визуальном совпадении окончаний слов (обычно только последнего слога) и отсутствии при этом реального насыщенного созвучия (но неизменно — присутствии обеднённого, поскольку буквы всё же обозначают звуки). Кроме британских поэтов, эту странную рифму используют рэперы всех стран. Ни одного стихотворения, созданного полностью на визуальной рифме, я не видала, рэперы же добавляют её как своеобразную приправу в тексты, зарифмованные самым обычным способом.
Образец такой рифмы:

пОлной — лунОй, рудА — прАвда, стУлья — жульЯ, тайнИк — тОник, прЕлести — плестИ

Такая рифма может звучать очень интересно, если её подкреплять аллитерацией или ассонансом рифмующихся слов.
Специально для мастер-класса я расстаралась на эксперимент и сочинила этюд уже на визуальной рифме.

Не спрашивай, как я сюда проник,
не бойся, я твой преданный сторонник!
Взгляни на руку мне, как радостно горит
мой перстень — пусть тебя он подзадорит,
ведь он — подарок твоего отца,
достойного и славного гасконца
и дяди моего — о, сирота,
теперь ты под защитой Ланселота!

Да, глядя на этот экзерсис, понимаешь, почему визуальную рифму используют именно как приправу, а не основной ингридиент :)

Родной сестрой визуальной рифмы является рифма консонансная, основанная на совпадении согласных вокруг ударных гласных и различии самих ударных гласных. Как и обычная рифма, она может быть разной степени насыщенности. Вот насыщенная консонансная рифма:

морОза — репрИза, шАпка — ошИбка, гОры — уйгУры, двЕри — твАри

Насыщенная консонансная рифма — преимущественно женская, реже — дактилическая (поскольку тогда её труднее подобрать) и почти никогда — мужская, поскольку мужская консонантная рифма требует дополнительной поддержки звукоиграющими поэтическими приёмами.
Ненасыщенная консонансная рифма не бывает мужской, поскольку в таком случаев ней исчезает всякая интересность. Вот примеры женский ненасыщенных консонансных рифм:

гОре — мегЕра, твАри — вЕрит, лАпоть — лУпа

Очевидно, чтобы стихотворение на ненасыщенной консонансной рифме «звучало», эта рифма должна быть подкреплена и другой игрой звуков, например, аллитерацией.
Если посмотреть вновь на мой этюд о месяце и арабке, можно заметить, что, в то время как смежные строки стихотворения соединяются полурифмой, есть и перекрёстная рифмовка консонансной рифмой:

труп — трап, трубку — арабку  — насыщенная консонантная рифма
луны — волна, унылой — сигнала — ненасыщенная консонантная рифма, первая подкреплена аллитерацией

Оба вида рифм довольно нестойки, миражны, но, сочетаясь, начинают подкреплять друг друга, придавая стихотворению очень своеобразную гармонию.

Наконец, я хотела бы поговорить и об ассонансной рифме — основанной на идентичности ударных гласных рифмующихся строк и различии следующих за ними гласных. В насыщенной ассонансной рифме совпадают не только ударные гласные, но также идущие далее гласные и предшествующая согласная:

туманный — крахмалы, банда — собака, сироты — короны, перчатка — Лючана

В ненасыщенной ассонансной рифме могут не совпадать предшествующая согласная и/или последующие гласные:

розы — колонны, двери — постели, кофе — жаркОго, трАвы — тиранят, знамя — мало, руки — пуля

Обычно такая рифма остро нуждается в поддержке другими звуковыми приёмами.
Кстати, в испанской поэзии ассонансная рифма считается как раз классической и благородной, а точная — народной, грубой.
Хорошая ассонансная рифма почти всегда — женская, реже — дактилическая и гипердактилическая, и почти никогда — мужская.

Если мы обратимся опять к моему этюду с проникшим сторонником, мы увидим, что смежные строки в нём сочетаются визуальной рифмой, при этом в стихотворении есть также перекрёстная ассонансная рифма, везде ненасыщенная:

проник — горит, сторонник — подзадорит, отца — сирота, гасконца — Ланселота.

Это ещё один пример того, как миражные рифмы поддерживают друг друга.
В завершение не могу не отметить, что миражная рифма требует хорошего, твёрдого ритмического или силлабического скелета — написать хорошее стихотворение в более-менее вольном ритме и при этом с миражной рифмой почти невозможно.

Очень интересной разновидностью ассонансной рифмы является рифма с чередующимися согласными:

схема — смеха, отрада — дара, кромка — каморка, ламы — малый

Такая рифма получается, что очевидно, путём перестановки согласных, стоящих сразу перед и сразу после ударной гласной и также может быть разной степени насыщенности.

Вот как это выглядит в стихотворении:

В спальне моей ночами бродит собака,
Чёрная псина, чернее священной Каабы.
Бродит и скалит клыки из-за шторы на лунный
Маленький диск, серебрящий окно моё снуло.

При работе с миражными рифмами стоит помнить, что даже самая насыщенная из них всё равно беднее даже приблизительной классической рифмы, не говоря уже о насыщенной и богатой классических рифмах, и потому они обычно плохо сочетаются в формах, отличных от псевдомонорима. И всё-таки их можно сочетать, если создать для них твёрдый рисунок рифмовки, например, четные двустишия с классической рифмой и нечётные двустишия — с асонансной, или нечётные строки — с консонансной рифмой, а чётные — с классической.

Метки пользователя: 
теория и практика
Статистика
Просмотрено гостями: 
1956
Просмотрено пользователями: 
15




Нравится



Аватар пользователя Sumrak
0

интересная статья, посоветовал бы в дополнение к статье прикрепить одну из песен группы под странным названием Sclwn у них как раз нестандартные рифмы)

-моя подпись—
Будь что будет! Что было, ЕСТЬ! Смех да слезы, а чем еще жить? И если песню не суждено допеть, Так хотя бы успеть сложить.
Аватар пользователя Валерий Ануфриев
0

Очень-очень познавательно.

-моя подпись—

Шан Мырк!

 

 

Аватар пользователя Бусинка
0

Лилит, спасибо Вам большое за такой хорошо написанный ликбез, читала об этом разных статьях по кусочкам, но Вы это очень наглядно объединили, в том числе на примере своих строк для этой статьи.

-моя подпись—

 

Читатель мой, не расслабляйся!

Аватар пользователя Ковыль
0

страшно люблю такие рифмы...
у меня есть статья об эволюции рифмы именно в такую форму, вот руки дойдут, переберу, и выложу...

-моя подпись—

О, мой внимательный читатель,
Слова лишь крылья на ветру!
Один из нас двоих – создатель,
Держащий вымысла строку.

Аватар пользователя gipsylilya
0

Э, эволюции? Ассонансная рифма по древности уступают разве что грамматической

Аватар пользователя Ковыль
0

рифма и древность понятия не совместимые...

-моя подпись—

О, мой внимательный читатель,
Слова лишь крылья на ветру!
Один из нас двоих – создатель,
Держащий вымысла строку.

Аватар пользователя gipsylilya
0

Относительно к пирамидам - безусловно. Но рифмы не имеют никакого отношения к пирамидам, у них своя история и свой счёт времени.

Аватар пользователя В. Ва©илевич
0

Многое из того, что чувствовал и пытался использовать интуитивно, здесь систематизировано и разложено по полочкам. Очень интересный, весьма полезный и доходчиво изложенный материал.
При чтении этюдов отчётливо вспоминался любимый Вознесенский.
Спасибо, Лилит.

("Ненасыщенная консонантная рифма не бывает мужской, поскольку в таком случаеВ ней исчезает всякая интересность) - опечатка.

-моя подпись—

В начале было Слово.

Аватар пользователя gipsylilya
0

Поправлю, спасибо :)

Аватар пользователя plmn
0

умничка! это стоящая работа, такой себе малоблагодарный труд))
респект автору, благодарность - тут есть чему поучиться, все практично и применимо.
А вот по себе сужу - ненасыщенная консонантная рифма не для меня , я ее не слышу. мне необходимо совпадение ударных гласных, хоть лопни ты тут...

-моя подпись—

Гигантские древние головоногие всегда одиноки

Аватар пользователя morozovlit
0

Толковая статья. Спасибо. и С Новым годом, Лилит.

-моя подпись—

Я не хочу, чтоб ездили на мне

Я не привык, чтобы меня кормили.

Аватар пользователя gipsylilya
0

Спасибо. С Новым годом.

Аватар пользователя Тамара Тагеко
0

Спасибо за статью. Прочла с большим любопытством. Очень хорошо, что на сайте публикуются такие вещи. Еще раз благодарю.

Аватар пользователя venik
0

Очень интересно. А еще интереснее почитать стихотворение, зарифмованное, например, одними ассонансами. Стоит поэкспериментировать.

StihoSlov чат

Необходимо зарегистрироваться и авторизоваться для того, чтобы отправлять сообщения в чат!

Нравится StihoSlov? Щелкай Like!