![]() |
Автор: Saveliy 0 ![]() ![]() ![]() | |||
Чем чаще Вы делитесь стихами в соцсетях и блогах, тем больше Вас читают!
|
Опубликовано Saveliy в Чт, 24/12/2015 - 23:26
(Без перехода на личности)
Если бы я был плагиатором, я бы без зазрения совести опубликовал перифраз Виссариона Белинского:
Белые Стихи! Любите ли вы Белые Стихи так, как я люблю Их, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить Белые Стихи больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в Них все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли Они исключительно самовластный властелин наших чувств, готовые во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех видов поэзии владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно…
…Возможно ли описать все очарования Белых Стихов, всю Их магическую силу над душою человеческою?.. О, как было бы хорошо, если бы у нас были свои, народные, Белые Стихи! В самом деле, — видеть в Белых Стихах всю Русь, с её добром и злом, с её высоким и смешным, слышать говорящими её доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса Её могучей жизни… О, изучайте Белые Стихи, живите и умрите в них, если можете…"
***
И мог бы на этом закончить. Ибо этот отрывок из статьи великого критика и знатока русской словесности и есть ответ на все вопросы по нашему конкурсу.
Во-первых, эта сентенция – безусловно, великий пример именно Белых Стихов (стихи в прозе) в его классическом понимании. (В. Белинский в молодости пробовал писать рифмованные стихи – неудачно. Более того, он впоследствии сам себя как поэта-рифмоплёта опустил «ниже плинтуса».) Но я смею утверждать: Виссарион Григорьевич был не только величайшим русским литературным критиком на все времена, но и ярчайшим знатоком и представителем поэтического мастерства. Все его статьи об искусстве есть образчик внутреннего и полного понимания слова, как средства донести до читателя всю глубину воздействия поэтики не только в метрической речи, но и прозаическом повествовании.
Во-вторых, Белинский, как и все представители интеллигенции того времени (русские и европейцы), в совершенстве знали такую науку, как РИТОРИКА. Зародившись в Древней Греции в VI-V веках до нашей эры, эта дисциплина явилась во многом родоначальницей собственно поэзии, главной задачей которой является воздействие на индивидуум и на слушателей (а впоследствии и на читателей) словом, преобразованном в речевую форму в полном соответствии с научными правилами и формулами.
Умение обращаться со словом, знать законы речевого воздействия на оппонента (слушателя, читателя) – это и есть главная и основная задача поэзии. Моё глубокое убеждение в том, что и проза есть продолжение поэзии и одна из её формаций. Примером этому может служить «Пиковая дама» Пушкина, ставшая впоследствии классикой оперного искусства.
***
После такого длинного и эмоционального вступления перейдём, собственно, к конкурсу БЕЛЫХ СТИХОВ.
И снова повторю вопрос: «Любите ли вы Белые Стихи так, как я люблю их, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?»
С большим сожалением вынужден констатировать: по крайней мере, на СТИХОСЛОВЕ Белые Стихи не любят. Это нелюбовь проявилась не по злобе, а оттого, что авторы не знают и не понимают их. Участники (практически все) не в курсе самого понятие «белый стих». Совсем не случайно такое малое количество авторов приняли участие в конкурсе. И неслучайно такой низкий уровень конкурсных произведений. Белые Стихи – не частушки. Более того, они не сонеты, не рондель, не рондо и не прочие виды твёрдых форм поэзии.
Белые Стихи – высшая форма поэзии. Это как бриллиант – высшая форма драгоценных камней. Однако, мало добыть алмаз. Важно его мастерски огранить. В этом и состоит талант поэта.
***
На конкурс было представлено тринадцать произведений, два из которых мне пришлось нивелировать ввиду явного несоответствия правилам конкурса. Ещё два произведения могли бы разделить их участь по тем же основаниям, если бы произведений было больше. В принципе, по большому счёту, можно утверждать, что конкурс Белых Стихов провалился. Не состоялся. Не удивительно, что некоторые члены жюри затруднились с выбором победителя, ибо представленные произведения – не есть Белые Стихи в истинном их понимании.
Это несмотря на то, что я, как автор и куратор конкурса, предложил самый лёгкий вариант Белых Стихов – метрический. То есть – те же самые стандартные стихи, но в которых отсутствие рифмы является дополнительным достоинством. Критерием качества таких стихов является тот факт, что при их прочтении отсутствие рифмы должно быть практически незаметным.
Ни одно из конкурсных произведений этому качеству не соответствует.
Справедливости ради, следует сказать: есть интересные тексты. Есть поэтические произведения, которые вполне читабельны и затрагивают струны души. Одно жаль – это не Белые стихи.
***
Подводя итог.
Белые Стихи – вершина поэзии. И не каждому поэту эта вершина покоряется. Но к ней нужно стремиться. Творческий человек, постигший тайну белого стихосложения, непременно проявит себя и в «стандартной» поэзии.
Вижу один положительный момент: данный конкурс может стать для некоторых авторов отправной точкой в желании начать изучение и познание тайн не только поэтического мастерства, но и освоение магии владения словом.
Хотелось бы через год повторить этот интересный и познавательный эксперимент.))
Ваш Saveliy
|
|
Ваш слог, Валерий, - образец для для обучения русской словесности! Слог, помноженный на композицию = образцовое эссе.
Однако, я понимаю белые стихи уже - как метрически организованное стихотворение, но без рифмы.
Не смею спорить с Вами, Лилия, но сам я (по убеждению) придерживаюсь следующей классификации:
БЕЛЫЙ СТИХ – метрические стихи без рифм.
БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода.
ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ (вольный ямб) - свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи.
В некотором смысле к Белым стихам можно отнести ХОЛОСТЫЕ СТИХИ - стихи с холостой рифмовкой, при которой в строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие рифмованной пары).
Некоторые исследователи полагают, что к сообществу Белых стихов можно отнести и РИФМОИД – стих с очень приблизительными рифмами.
СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность.
И даже всё вышеперечисленное не исчерпывает, на мой взгляд, такое широкое и глубокое понятие, как Белые стихи.
Я уже был в Раю. Хочется чего-нибудь прямо противоположного.
Для меня вообще это было впервые - писать белый стих. И считаю, что я плохо справилась с задачей...
Стишок писнуть,
Пожалуй, всякий может
О девушках, о звёздах, о луне...
Но мне другое чувство
Сердце гложет,
Другие думы
Давят череп мне...
(С.А.Есенин)
Ириша, не расстраивайся - лиха беда начало. Главное, что ты попробовала...
Я уже был в Раю. Хочется чего-нибудь прямо противоположного.
спасибо Вам за работу и за Ваш взгляд на белые стихи:) но они имеют четкое определение, тут соглашусь с Лилией. конкурсные перечитал на днях - не все ж так плохо;)
Всякая систематизация только констатация исторических достижений в "оной" области.
Прочитанное выше(о белом) впечатляет и находит отклик!
И это внушает оптимизм.)))))
Я уже был в Раю. Хочется чего-нибудь прямо противоположного.
Личное. Я проголосовал за 9-ое стихотворение. По 3-ему узнал автора, что для автора должно быть то же приятно.
А.К.