16+

Скоро день рождения

avebizua
26 Сен
Луна Манакури
26 Сен  (37)
dzotta
27 Сен
Mustang
27 Сен  (38)
anri4
28 Сен  (54)
camandor
29 Сен  (62)
berestih
29 Сен  (57)
Лилия Галиакбарова
30 Сен  (28)

Лента новостей RSS

RSS-материал
Последняя новость    С Новым Годом, Стихослов!

МЫ ВАМ РАДЫ!

Очень хочется почитать Ваши стихи и высказать о них мнение. Пожалуйста,
добавьте стих
Хочется пообщаться в блоге и почитать Ваши мысли, пожалуйста,
Или добавьте запись в блоге
Будем рады, если Вы напишете пару комментариев на стихи на сайте.
Вам всего лишь нужно зарегистрироваться
(логин-email-пароль)

Психоделика для "чайников"

Автор:
Sahara

0

   Чем чаще Вы делитесь стихами в соцсетях и блогах, тем больше Вас читают!

 



 

Мне, как «чайнику» взяться за эту работу было непросто – исходная  статья «Введение в теорию психоделики» гигантская, написана сложным языком (одни определения ключевого термина на почти «волапюке» заняли у автора 18 страниц).  Но!  Тема интересная, авторам стихов близкая и потому – не в порядке агитации, а токмо ради развития кругозора – решилась! (С оговоркой на ИМХО и готовностью к диалогу.)

 

Почему от одного стихотворения невозможно оторваться и «мурашки по коже», а другое, вроде бы и ладное, не задевает? Что создаёт магию в стихах? Можно ли её смоделировать самому? Логично продолжить – «на эти вопросы отвечает теория психоделики!», отослать всех вот по этой ссылке:  http://www.netslova.ru/b_georg/psychodelic-theory.html
к Черному Георгу и читайте сами, дорогие коллеги. Шутка. У меня доброе сердце, и много времени. Поехали!

Психоделика – не НЛП и не ЛСД, это тексты с направленной энергетикой. На кого? На читателей! Вот лист бумаги. Двухмерный. Оси XY, как водится. На нем текст. Почему, при взгляде на обычный статичный двухмерный объект без внешнего химического вторжения в организм мы способны испытать «нечто»? Может быть, происходит вмешательство текста в психику на «тонком» уровне? Теория психоделики – первая попытка разобраться с  этим вопросом.

Инструментов создания психоделических стихов нет. (Или пока нет.) Есть отдельные наблюдения, что может вызвать «пси-эффект» у читателя. Способность к сопричастности у каждого человека выражена в разной степени. Мы ранимые и толстокожие, сентиментальные и грубые – всё индивидуально. Поэтому нет абсолюта в утверждении «читай, это психоделика». Здорово запутано? На языке Гарри Поттера справедливо было бы сказать: «Магглы не видят мира магов». (Да поможет мне и дальше Джоан Роулинг)

 

Есть две характеристики текстов = составляющие психоделики. Это экспрессия и трансфиксия.

Слово «экспрессия» для меня мелькало где-то в детстве на уроках танцев. Это значило, что нужно было плясать «с отдачей», с куражом. Экспрессия – энергетика, эмоциональность текста. Это поток, который не позволяет читателю остановиться, не дочитав. Автор может  усиливать экспрессию на протяжении всего текста или «впрыскивать» дозировано, применять эффектные вставки, цель – максимальное взаимодействие с читателем. «Черная экспрессия», как правило, работает на отрицательных эмоциях, пробивая даже «толстокожих». Сопровождается ударным финалом, который в 2-3 строках или даже словах обескураживает читателя. Финал экспрессий может быть и сглаженным, и парадоксальным, но он обязательно должен быть. Ощущения, что стихо не дописано быть не должно.

Трансфиксия – от «транс» - уже не поток, а омут, мир без движения, куда погружается читатель, то, что на какие-то терции подменяет ему окружающий мир. В старом фильме про Золушку Фея устроила посетителям бала шоу с трансфиксией – там каждый побывал в Волшебной стране! )) В стихах это – зримость картинки, эффект присутствия. В стихах с ярко выраженной трансфиксией ударного или акцентного финала уже не требуется – концовка может быть даже растворяющейся, отступающей…

В настоящей психоделике читатель обязательно чувствует и экспрессию и трансфиксию. Они могут чередоваться, что-то может преобладать – но присутствовать эта парочка должна обязательно!

 

Типично ГарриПоттерским термином «трансгрессия» (помните портал в виде старого башмака?)  в теории психоделики обозначают момент, когда сознание перешло в изменённое состояние. При известной наблюдательности читатели охотно фиксируют этот момент. Как правило, его вызывает один (и один и тот же!) участок текста.

Трансгрессия – предельный случай пси- эффекта. Автор описывает этот эффект в сочетании с понятиями «катарсис» и  «дискурс», но это совсем по-Пелевински – «чайнику» с лёту недоступно, заострять не буду.

 

            Куда полезней мне показалось  рассуждение о другом качестве психоделики – привыкании. Допустим – я даю вам знание: «розовые бутоны с прижатыми к лепесткам чашелистиками стоят дольше». Теперь вы не станете покупать розы с чашелистиками, опущенными до стебля. Те читатели, которые научились различать стихи по пси-признаку вряд ли станут довольствоваться произведениями, не дающими такого эффекта. Поневоле вспомнишь Кастанеду и пристрастие Хуана к определённым стихам)).

 

Магия психоделики - это нечто, от читателя не зависящее; узор, система, построенная автором. А вот пси-эффект напрямую зависит от него, читатель сам взаимодействует с текстом.

 

Ваши мозги ещё не кипят? Давай уже нам приёмы этой самой магии, завтра даже MS обрушит на нас волны экспрессий и тонны трансфиксий! "Когда автор говорит, что, работая, не думал о правилах, это означает только, что он не знал, что знает правила."

Как Вам такое? Есть немало авторов, чьи стихи на сайте можно отнести к психоделике. Не все стихи, а лишь обладающие такими особенностями: Цитирую (можно не читать))):

            - смещение фокальной точки;  гиперреализм;  наличие нескольких несмешивающихся слоёв (пластов) в тексте;  присутствие акцентного (пуантизированного) или воронкообразно расширяющегося финала; наличие реверсивных функциональностей внутри текста;  когнитивный волчок; система контрапунктовой поддержки;  синусоидальная динамика развития текста;  эффект латерального смещения акцентуации; высокая когерентность текстовой матрицы; эффект нарушенного ожидания;  латентная или явная парадоксальность; полифункциональность элементов текстовой структуры; непрерывность (бесшовность); аллотропность (полиморфность) текста; эффект нелинейного уплотнения текста (без увеличения плотности метафорики или информационной составляющей); точки кажущихся бифуркаций; торсионный эффект; интерференционные эффекты; семантическая интерполяция; эффект обратной перспективы; использование разрыхляющих модулей; самодостаточность.

            Кого мы боимся? Разберёмся! Я, чесговоря, сходу поняла только слои, эффект нарушенного ожидания и самодостаточность)).

            Но разбираться будем только по результатам вашей реакции на данное творение. Если захотите. Пока же приведу ещё одну цитату для размышления:

Писать лишь для тех немногих, "кто понимают", - или стараться как можно дальше расширять границы своей целевой аудитории, сознательно идя на то, чтобы делать текст проще, примитивнее? Развивать своё мастерство и не выщелачивать идеи, в нём содержащиеся, при этом сознательно идя на риск оказаться вообще никем не понятым, - или сдерживать себя в развитии (а то и деградировать), оставаясь обласканным вниманием "любимцем публики"? Давать читателю столь любимые им печатные пряники и куличи - или пытаться кормить его деликатесами, вкуса которых он не ценит? Либо - выбирать третий путь, путь компромисса?

 

За вектор на изучение психоделики от души благодарю Елену Strannik31. Надеюсь, заинтересовавшиеся темой начнут изучать её «из первых рук». Считаю, что время застоя в теории поэзии закончено. Впереди много интересного!

Статистика
Просмотрено гостями: 
3553
Просмотрено пользователями: 
30




Нравится



Аватар пользователя Бусинка
0

Ура! Замечательно обозначены все болевые точки! Почему "болевые"? Потому что эти споры так или иначе постоянно ведутся между пишущими. Если вспомнить тут ответ Добробабина на другой ветке обсуждения, то литературовед, как Золушка, способен разложить стихи по всем аспектам, перечисленным Вами в цитате о психоделике, на свои "могучие кучки" или по полочкам с ярлычками. Безэмоционально (якобы), но в это я не очень верю, иначе не было бы конференций и дискуссионных собраний специалистов по поводу творчества одного и того же автора. Специалисты все(надеюсь) владеют инструментарием для разбора, но! индивидуальны в выборе при том или ином спорном вопросе. Это в любом творчестве. База для всех едина, а вот степень усвоения или осознания для выбора всегда индивидуальны. Для психоделики в стихах(вот ведь, термин!) остаётся целый океан, на котором можно плавать на военном линкоре, а можно на тростниковой лодке. И в том и другом случае от континента до другого, как показывает история этнографии, человек доплывал...
Вы совершенно правильно определили, что стих с ярко(подчёркиваю это слово) выраженной психоделикой возникает у автора в изменённом состоянии сознания. Но стихи, как и любое творчество, - всегда изменённое сознание, иначе это уже ремесло(хотя хорошего ремесленника хорошо ценят). Значит, не просто изменённое - а его степень и качество. Это зависит от жизненного опыта, от доминирования работы полушария мозга, от ситуации автора на данный момент. Разумеется, я говорю о том, когда автор уже может чуть больше, чем рекламный слоган (опять же...реклама бывает разной). И вот тут включаются механизмы взаимодействия с читателем. Если есть точки соприкосновения в восприятии, то впечатление будет сильное даже без сложных метафорических образов, если у читателя иная градация - автор ни "голыми руками", ни полным своим инструментарием методов насилия (воздействия) читателя не возьмёт.
Вот пишу около 4 лет...много это или мало? Я считала бы, что много, если бы поставила перед собой задачу завоевать внимание и зарабатывать на этом деньги. Считала бы, что мало, потому что отражаю сейчас лишь пережитое самой и отражённое пережитое другими, но жизнь продолжается. Поэтому по своему опыту на сегодня считаю, что автор пишет для себя, имея в виду, что в мире есть такие, кто его поймёт и отзовётся, преломляя, тем не менее, по-своему. Также по опыту самообучения в прошлом (ВУЗ - это всего лишь "инструментарий") и обучения иррациональному началу в своей профессии, думаю, что читателю полезно уметь быть гибким, а автору полезно выражать себя не одним выбранным себе способом. Не для "другого" читателя, а для собственного самопознания.
Так кажется мне, "чайнице", на сегодняшний момент.

-моя подпись—

 

Читатель мой, не расслабляйся!

Аватар пользователя Sahara
0

Ольга, спасибо за эмоциональный отклик. Вижу, не меня одну заинтересовало. С одной поправкой - измененное сознание все же оставим читателю, автору достаточно быть ,,в образе,,

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Бусинка
0

Ну,...быть в "образе" - тоже изменённое сознание просто в ином качестве.
В общем, полезно изменяться или "вчуствоваться" всем...:)

-моя подпись—

 

Читатель мой, не расслабляйся!

Аватар пользователя kraizer
0

Ахренительная статья!!!!! Спасибо, коллега!

-моя подпись—

- Когда я использую слово, оно значит именно то, что я хочу, чтоб оно значило... сказал Шалтай-Болтай Алисе.- Вопрос в том, - возразила Алиса, - можешь ли ты заставить слово значить так много разных вещей?- Вопрос в том, ...кто хозяин. Вот и все.

Аватар пользователя Sahara
0

Крайзер, спасибо! Ну, хоть не зря)))

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Logos31
0

"Когда автор говорит, что, работая, не думал о правилах, это означает только, что он не знал, что знает правила."

Как Вам такое? Есть немало авторов, чьи стихи на сайте можно отнести к психоделике. Не все стихи, а лишь обладающие такими особенностями..."
-----------------------------------------------------------------------

ИРИШ, давай с примерчиками.
А то, точно- точка кипения МОСХа уже близка.
Работа Георга необъятно- бездонная, неохватная моим внутренним оком, непостижимая до глубин ЕГО мировоззрения.

"Мне гагаре, недоступно наслажденье битвой жизни.
Робко прячу я ( нехорошее слово) тело ( нервное) в утесах... "
Короче,- неси примеры психоделики.

Что до МНЕНИЯ Георга, - то он например, высоко оценил стихи Егора Белоглазова,- в плане примера психоделики. Если конкретно,- то речь шла вот об этом стихотворении:
------------------------------------------------------------------------

Опубликовано IrkanKlayd в Ср, 10/11/2010 - 02:05

В мире вечных вещей я рожден называть имена,
Обрекая Икара упасть, а хрусталь - расколоться,
И шальную звезду приковать неподвижностью Солнца,
И, пройдя через стену, закрыть ее словом «стена».
Называть, вызывая из неба и небытия;
Незакрытая клетка кошмарна иллюзией воли, -
Мы встаем на больную судьбу, и от этакой боли
Даже люди, как вещи, кричат, называя себя.
И тем более странно, что я, как хмельной куролес,
Разнеся все вокруг, но, не выцеля сердца мишени,
Лишь к тебе не могу применить ни имен ни имений, -
Даже птицей дрожа над тобой в переломе небес.
Все, чего в этом мире касались глаза и рука -
Начинало звучать и навеки меняло дыханье;
Но касаюсь глазами, и имя не вторит касанью,
И касаюсь ладонью, но имя нейдет с языка...
Да и ветру, звеня в камышах, не назвать камышей;
Я устал называть, и усталость моя незаконна, -
Я ступил на слепое пятно моего лексикона,
На четырнадцать тысяч четырнадцатых этажей...

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Sahara
0

Лена, я сознательно обошлась без примеров. Народ думающий - разберется, не жевать же. Лена Блядик юзает черную экспрессию на все сто, и половина - с трансфиксией. Мне важно было показать точку зрения . Еще раз огромное спасибо!

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Logos31
0

Вот,- возможно,- интересный пример экспрессии, (с элементами "черной "), с "ударным" ( до состояния аффекта) финалом.

ЧЕРНЫЙ ГЕОРГ
___________ Страшное дело _(С)- Стихи. ру._________

Лес зловещ и ночь темна. Стонут старые деревья...
Медленно взойдёт луна над заброшенной деревней.
Только шорохи сверчков, да зрачков зелёных отсвет.
Шею изогнув крючком, вяз корявый кожу сбросит.
Вдруг заухает сова. Глухо, замогильно, жутко –
непонятные слова донесутся... Крякнет утка.

Ты, кто никого не съест, – для чего явился, глупый?
Видишь? – Ни души окрест. Слышишь? – Кто-то точит зубы.
В тростниках вода дрожит, но гуляет там не ветер.
Низко, странно крикнет выпь. Вой за лесом ей ответит.
Кто крадётся за тобой в темноте, на мягких лапах?..
Ловит задранной губой твой дразнящий, тёплый запах...

Ты в мои пробрался сны... Что ж! Теперь пугаться поздно.
Оставайся до весны – пищей для жуков навозных.
И когда луна взойдёт над пустой деревней выше,
кот, – гигантский чёрный кот с мертвецом в зубах, на крыше,
когти-крючья оголив, но на вид вполне спокойный,
спросит – голосом моим:
“Ну, теперь с тебя довольно?”

(С)

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя kraizer
0

Источник, дайте источник!!!

-моя подпись—

- Когда я использую слово, оно значит именно то, что я хочу, чтоб оно значило... сказал Шалтай-Болтай Алисе.- Вопрос в том, - возразила Алиса, - можешь ли ты заставить слово значить так много разных вещей?- Вопрос в том, ...кто хозяин. Вот и все.

Аватар пользователя Logos31
0

http://www.stihi.ru/avtor/thepalerider

Вот на этой странице внизу будет ещё масса ссылок :
-----------------------------------------------------

Трудно Быть Богом, Вселенная Чёрного Георга, Черный Георг, Чёрный Георг, Чорный Георг, Чёрный Георг Реинкарнация, Чёрный Георг Избранное, Чёрный Георг Бессмертные Сонеты, Чёрный Георг Искусство Танка, Чёрный Георг Сатирический Триумф, Чёрный Георг Для Постигших Смысл, Чёрный Георг Одна Любимая Лирика, Чёрный Георг Ещё Больше Лирики, Чёрный Георг Циклы Стихотворений, Трансгрессирующе-Чёрный Георг, Трансмедитирующе-Чёрный Георг, Трансвальсирующе-Чёрный Георг, Чёрный Георг Для Всех Всех Всех, Чёрный Георг На Темы Литературы, Чёрный Георг Страницы Классики, Чёрный Георг Золотое Наследие, Чёрный Георг Всемирный Фонд, Чёрный Георг Фактически Наше Всё, Чёрный Георг в Фольклоре, Психоделика, Творческая Мастерская Ежи, Чёрный Георг Постскриптум
Ссылки на другие ресурсы:

* ЧГ - ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОДЕЛИКИ
* Аюна Аюна, "Бог комнаты вращает крылья стен, или поэзия ЧГ"
* L++, Лучшие авторы рунета: "Психоделика ЧГ"
* ЧГ interpolится и интерлитится
* ЧГ кукожится на ижицах и буквицах
* ЧГ славословится и сетературится
* ЧГ спасает несчастных, потерявших точку зрения
* ЧГ лаокоонится

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Sahara
0

Лена, спасибищще! Куда б я тут без Вас!!!

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Арсений Платт
0

Давно знаю Черного Георга...
Пишет он умело. Технически - просто виртуозно. Но, по-моему, стихи его - чистописание. Тщательно выверенные, ухоженные тексты. Но нет в них ни тайны, ни жути. Боли авторской нет, сомнений, несовершенства, поисков, ярости, отчаянья, борьбы. Когда он пугает - не страшно. Когда он плачет - не жалко.
И слишком много слофф. Хорошо бы покороче, думаю я.
А терминами о ИСС играть - не обязательно. Можно и не играть. Можно вообще их не знать. А стихи писать, как Горбовский в молодые годы...
Впрочем, все это субъективно и победителей в таких спорах не бывает.
ИМХО-ХО!

-моя подпись—

 

Речь – клевета. Молчание – ложь. За пределами речи и молчания есть выход.

Аватар пользователя Бусинка
0

Как раз тот самый вариант, когда разный жизненный опыт определяет отношение к написанному. Я тоже не поленилась почитать ЧГ, и скажу, что моя оценка совпадает с Вашей. Там игрушечная "психоделика". А вот Егор (IrkanKlayd) задевает куда глубже и основательнее...на мой, разумеется, взгляд.

-моя подпись—

 

Читатель мой, не расслабляйся!

Аватар пользователя Logos31
0

Егор немного теолог - как он сам о себе рассказывает ( основываясь на личной с ним переписке, на его момент нахождения на сайте Стихослов).
Бусинка,- если Вы не против,- расскажите, как Вы поняли представленное стихотворение Егора " В мире вечных вещей я рожден называть имена... "

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Бусинка
0

Во-первых, здесь, на мой взгляд, идёт такой перелив звуков, что ухо воспринимает это как особую мелодию.
Во-вторых, Егор пишет(это про то, как я поняла) о семантике. О том, как ригидность мозга(читай - тональ) стремится всему дать ярлык, исходящий из собственных освоенных впечатлений извне: "И, пройдя через стену, закрыть ее словом «стена».".
О том, что острота взаимоотношений возникает там, где каждый утверждает свой взгляд:"Обрекая Икара упасть, а хрусталь - расколоться,"
Или отказывается вообще идентифицировать какое-то явление или событие в своём мире:
" Но касаюсь глазами, и имя не вторит касанью,
И касаюсь ладонью, но имя нейдет с языка..."
И всё это очень выразительным языком метафор, при этом слова, вернее, строки, имеют и прямой и второй(иногда третий) смысл:
"Незакрытая клетка кошмарна иллюзией воли, -".
А далее о том, что чувство, движущее жизнь, чувство любви - это как нагваль:
"Лишь к тебе не могу применить ни имен ни имений, -
Даже птицей дрожа над тобой в переломе небес."
которого надо слушаться или от которого надо бежать. Промежутка нет -иначе просто смерть.
"Я устал называть, и усталость моя незаконна, -
Я ступил на слепое пятно моего лексикона,"
Такой ёмкий анализ чувств своего ЛГ выписан, с моей точки зрения, честно и даже прямолинейно, но без насмешки над собой и самим чувством, а с уважением.
Вот такое у меня впечатление от его стиха и от его стихов - я их тоже читала всегда с удовольствием и уважением к внутреннему миру этого молодого человека. При этом он мастерски владеет юмором и не стоит в позе циника.
Есть ощущение, что Чёрный Георг предпочитает именно позу насмешника и циника. Обычно это бывает, когда у автора есть некоторые проблемы. ЧГ маскируется, порой удачно, но всё равно вылезает что-нибудь...или мне так кажется...:) Я не так много стихов читала у него, потому что он утомляет одними и теми же, правда, часто собственными, но уже растиражированными им же находками. Этакое зацикливание. Простите, если неприятно задеваю Ваше впечатление от этого автора.

-моя подпись—

 

Читатель мой, не расслабляйся!

Аватар пользователя Logos31
0

Интересно обменяться мнением о столь глубоком произведении.
Один мой друг высказался так ( об этом произведении Егора):" Ого, не знаю, что считала ты, но я почти ЖИЗНЬ переосмыслил".
Значит,- чем глубже восприятие читателя, (многоуровнее), тем больше этот читатель может разглядеть, почувствовать.
Некий внутренний камертон ( или одновекторность), заставляет вибрировать " струны души" ( или же, резонанса нет).

-------------------------------------------------------

Опубликовано IrkanKlayd в Ср, 10/11/2010 - 02:05

1-
В мире вечных вещей я рожден называть имена,
Обрекая Икара упасть, а хрусталь - расколоться,
И шальную звезду приковать неподвижностью Солнца,
И, пройдя через стену, закрыть ее словом «стена».
---------------------
Я поняла, что это как способности Адама ( ещё до грехопадения)- давать всему имена, вызывая из неба, из небытия.
То есть- человек СЛОВОМ участвует в творении, становится со-творцом.
То есть, вещь, изменяется, будучи названной. Она приобретает качества.
2-
Называть, вызывая из неба и небытия;
Незакрытая клетка кошмарна иллюзией воли, -
Мы встаем на больную судьбу, и от этакой боли
Даже люди, как вещи, кричат, называя себя.
----------------------------
"...Незакрытая клетка кошмарна иллюзией воли..." (С)- непредсказуемость качеств, недооформленность, некая возможность изменения.
"Даже люди, как вещи, кричат называя себя..."- это тоже теология, ещё ветхозаветная. Господь называет человека по имени и человек отвечает "Я есть..."
3-
И тем более странно, что я, как хмельной куролес,
Разнеся все вокруг, но, не выцеля сердца мишени,
Лишь к тебе не могу применить ни имен ни имений, -
Даже птицей дрожа над тобой в переломе небес.
Все, чего в этом мире касались глаза и рука -
Начинало звучать и навеки меняло дыханье;
Но касаюсь глазами, и имя не вторит касанью,
И касаюсь ладонью, но имя нейдет с языка...
Да и ветру, звеня в камышах, не назвать камышей;
Я устал называть, и усталость моя незаконна, -
Я ступил на слепое пятно моего лексикона,
На четырнадцать тысяч четырнадцатых этажей...
---------------------------------------
Дальше- лирика.
И только к женщине Л.Г. не может применить ни имен, ни имений... ( и к любви,- можно так понять...)

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Бусинка
0

Я думаю, что Вы знакомы с трудом Лосева "Проблема символа"...
Жаль, что Егор не показывается более здесь, только он бы мог намекнуть, брал ли он в качестве рамки для своей идеи теософские аспекты, или вкладывал что-то иное... :)

-моя подпись—

 

Читатель мой, не расслабляйся!

Аватар пользователя Sahara
0

Арсений, ЧГ как автор стихов не рассматривался вовсе. Только его теория психоделики. Угол зрения на поэзию. Новая характеристика стихо текстов. Спасибо за отзыв

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Арсений Платт
0

Лучшая проверка теории - практика. Иначе остается схоластика пополам с софистикой.
Именно поэтому я и высказал мнение о стихах того, кто теорию эту исповедует.
Пускай каждый ответит себе: а нужно мне так?
Еще раз повторяю: мнение только мое. Но есть те, кому оно достаточно интересно.

-моя подпись—

 

Речь – клевета. Молчание – ложь. За пределами речи и молчания есть выход.

Аватар пользователя Camilla
0

я поняла только одно - если автор вовлёк тебя в свой мир, текст дал хорошо читаемую и жутко привлекательную (позитивную или негативную) картинку, и при этом эмоции, вложенные в текст, вызвали в читателе резонанс - то это психоделика... При этом желательно, чтобы стих задевал иллюзорно все наши рецепторы, так?

-моя подпись—

"Я так безропотна, так простодушна..." (Розина)kiss

Аватар пользователя Sahara
0

о! Леди шериф! Поздравляю! Да, все так. Если совсем просто- ,,я там была,, и ,,мне не хотелось отрываться,,

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Logos31
0

Если интересно,- то совсем просто, дополнение-пояснение самого Георга
(из его темы на другом сайте):
------------------------------------

http://forum.poets-club.ru/index.php?topic=7471.0
ЧЕРНЫЙ ГЕОРГ :

"...Я целиком отказался от одного термина, который некоторым очень хотелось, чтобы я ввёл в теорию психоделики: ПСИ-ФАКТОРЫ. Ибо - НЕТ никаких "пси-факторов", присутствие которых в тексте заведомо делало бы его психоделическим. Есть лишь ПСИ-ЭФФЕКТ (который сложно однозначно охарактеризовать, но который так или иначе отслеживается САМИМ читателем, и который проявляется в неком ИЗМЕНЕНИИ состояния сознания последнего). А пси-эффект складывается из серии самых разнообразных ощущений и переживаний, которые даже пытаться анализировать - крайне сложно, ибо они бывают такими разными (при восприятии разных текстов).

По поводу "звукогового восприятия":
Я как раз собираюсь включить в статью по психоделике отдельный раздел, посвящённый именно этому. Он у меня уже практически написан, поэтому - проще будет прочесть его там (я укажу, под каким номером он там будет идти), чем подробно объяснять это сейчас здесь.
Но в двух словах - ДА, получается, что ЕСТЬ РАЗНИЦА в том - каким образом воспринимается текст: зрительно или на слух, и его (текста) способность вызывать пси-эффект БУДЕТ зависеть от того - тем способом он подавался или иным.

Простой пример: многие песни воспринимаются многими слушателями весьма психоделично - несмотря на то, что качество их текстов - ниже всякой критики, и сами эти тексты в качестве психоделических - никогда бы не "сыграли". Любопытно, правда? А, скажем, в клубах, где к этому подключается ещё и зрительная стимуляция при помощи разных световых и цветовых эффектов, эти песни будут "работать" ещё психоделичнее.
Или, допустим, в каких-то фильмах, - где песня накладывается на некий сюжет и серию последовательных визуальных образов, - опять же, песня будет звучать намного более психоделически, чем без них.
Достаточно вспомнить песню, которую пела Уитни Хьюстон в Телохранителе, в самом конце фильма. Да, песня, кстати, совсем не плохая, и даже слова там вполне приличные, но если бы любой прочитал их в виде стиха - то это была бы ничем не примечательная любовная лирика, не способная вызывать никакого пси-эффекта. Зато поданная в виде песни, да ещё подкреплённая визуальными эффектами фильма - она становится ярко-психоделической. Видите, какие чудеса происходят буквально у нас перед носом.....

И не путайте "психоделику" с "психоделией".
а главное - не путайте психоделику ПЕРВОГО РОДА (психоделику-пи), которую мы здесь и обсуждаем, - с психоделикой ВТОРОГО РОДА, к которой относятся все инспирированные грибами и кактусами хиты субкультуры 60-70х...."

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Logos31
0

"...Есть отдельные наблюдения, что может вызвать «пси-эффект» у читателя. Способность к сопричастности у каждого человека выражена в разной степени. Мы ранимые и толстокожие, сентиментальные и грубые – всё индивидуально. Поэтому нет абсолюта в утверждении «читай, это психоделика». Здорово запутано? На языке Гарри Поттера справедливо было бы сказать: «Магглы не видят мира магов»..." (С)- Sahara
---------------------------------------------
"...Магглы не видят мира магов..." (С)
Да, пожалуй.
Здесь важно,- есть внутренний ответ на произведение или нет.

В оценке я СОВЕРШЕННО НЕ СОГЛАСНА с Арсением Платтом, но затевать спор не стану,- тем более пытаться реабилитировать стихотворения мастера, в реабилитации не нуждающиеся. ( моё ИМХО)

________ Элизия - ЧЕРНЫЙ ГЕОРГ(С)- источник публикация на Стихи.ру________

монахи не любили повитух:
боялись их и обращались скверно.
но так и неизвестно – чьих потуг
венцом стал симбиоз «охоты» с «ведьмой».

...на площади вечерняя толпа,
очнувшись от всегдашнего скучанья,
галдела. “негде яблоку упасть,” –
сказал кюре на лошадёнке чалой
и, спешившись, приблизился к столбу,
обложенному хворостом. подумал,
прокашлялся и, испытав сумбур,
смятенно предложил седой колдунье
раскаяться в содеянных грехах,
признаться в ворожбе и чернокнижье.
её глаза скользнули по рукам
с распятием – и опустились ниже...

предчувствуя соблазн, кюре застыл,
как будто был по пояс в землю вкопан.
её безумный смех, вид ног босых
и пламени бушующего кокон
сменялись, оскверняя всё сильней
его души мелеющий источник,
мешались, как видения во сне...
ужасный вопль простоволосой дочки,
пытавшейся протиснуться к костру,
но быстро остановленной заслоном,
не заглушил сплетённых пальцев хруст.
горячий ветер отдавал палёным...

он взял её к себе. он дал ей кров.
но девочки надломленный рассудок
не позволял ей ни доить коров,
ни прибирать, ни даже мыть посуду.
кюре, невольно, ощущал протест
и часто думал, отправляя службу:
зачем Ты сохранил жизнь сироте –
надмирной, бесполезной, непослушной?..
Тебе она молчит. Тебе поёт.
утешившись в Тебе, она не ропщет...

но Имя сокровенное Твоё
теперь на несогласную короче.

ЧЕРНЫЙ ГЕОРГ (С)
---------------------------------------------_____ Urbi et Orbi _____

Лето. Это значит – тяжело.
Это значит, снова из тумана
проступает бледное чело, –
медленно, дремотно, первозданно.
Это значит – невозможно спать.
Слабость поднимается – с придонным
привкусом полировальных паст.
Это значит... Это значит – дома.

Вялый шёпот батарейных рыб,
призрак отопительных сезонов.
Это значит, разбудив дворы,
солнце оставляет воздух сонным.
Солнце в виде Мельницы: молчит
колесо, но Кто его заклинил?..

Тишину раскаркают грачи,
свастикой взовьют кусты полыни,
а в окно к тебе влетит оса,
ось экуменических знамений.
Можно десять библий написать,
но в осе – ни слова не изменишь.

Не изменишь, как узор морщин
на неувядающей ладони
Непорочной Девы. Полон сил,
машет золотым котиледоном
бывший жёлудь, но ещё не дуб.
Ангелы и мавки в сарафанах
лестницей Иакова идут
в сторону Небес обетованных.

Видно: небосказанность сквозит
из любого знака, даже точки.
Здесь – необозначенность, визирь,
и земной Предел её восточный.

Вырублен из камня, как Симон,
ты стоишь – и возникает Голос
из доисторических времён
в центре лабиринта «Мир и Город»;
взламывает арматуру стен,
но принадлежит не Джельсомино...

Он – н и ч т о, являясь с р а з у в с е м
в середине Города и Мира.

_ЧЕРНЫЙ ГЕОРГ (С)_________ Сплавляясь вниз до Астрахани __________

/где-то автобиографическое/

Приятель перечитывал Коран, я что-то сочинял, как юный Чехов...
Дом на воде – (не то, чтобы корабль, а нечто вроде Ноева ковчега) –
покачивался, мирно, на волнах, принявший форму плоскодонной лодки,
и между постояльцами война казалась неизбежной, ибо плотность
свободных мест в Ковчеге такова, что невозможно не мешать друг другу.
Богоугодный Ной не знал коварств – (симптомов победившей Кали-юги), –
поэтому ему не довелось дурачить верных спутников, пытаясь
заныкать флягу, целое весло, орехи и изюм.

Порезав палец
на отмели ракушкой, ты сидишь в бесформенной и выцветшей панаме
безлюдного пространства посреди, где ветер сонно волны погоняет.
И нет вокруг ни уток, ни китов, ни кракенов, ни даже крокодилов, –
лишь ты и твой приятель-молоток, считающий Коран необходимым
для путешествий, как моряк – журнал (с эротикой), а дзен-буддист – циновку.
Река с теченьем п о д и ветром н а д поверхностью, где в арабесках ломких
утонут – серо-розовый закат, и недомуэдзиненный приятель,
и выдуманный 25-й кадр, в котором был проявлен ты, – изъятым
из всех воображаемых картин, из всех реалистических контекстов, –
далёк и неправдоподобно тих, посаженный и пригнанный "по месту".

И вдруг – тебе уже не двадцать пять, а, в самом крайнем случае, двенадцать.
Волна отлива катит время вспять и обнажает дно перегринаций...
И мертвецы, родившись под землёй, вдруг оживают и, всё молодея,
брачуются, ругают зимний клёв и неортодоксальные идеи,
а после превращаются в детей, с уверенностью в том, что так – нечестно,
и быстро уменьшаясь, чтоб затем, в зародышевой стадии, исчезнуть.
И Волга – (если это, впрямь, она) – плескливо обмирает в тихом шоке,
заметив, что тобой полным-полна,

пока комар тебя целует в щёку.
(С)

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Арсений Платт
0

Меня, честно говоря, меньше всего убеждает вокруглитературное многословие. Да и стихотворное - тоже.
Черный Георг очень походит на Ольгу Ольгерт. Причесанный поток сознания без начала и конца. Внешняя красивость, кажущаяся глубина и невозможность вспомнить подробности пьянки, проснувшись утром...
Но, повторяю: каждому свое.
Я говорю только от себя, без намерений обобщать.

-моя подпись—

 

Речь – клевета. Молчание – ложь. За пределами речи и молчания есть выход.

Аватар пользователя Sahara
0

Лена, какие шикарные примеры! ЗавелА папочку с вкусным- помещу туда!

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Logos31
0

Я уже давно завела ( папочку) на рабочем столе. Даже не одну. Вот так встречаешь что-то для себя интересное,- что хочется перечитывать и утаскиваешь в папочку. Потом можно вернуться и устроить себе новое " глубокое погружение", попробовать писать в таком стиле или дополнить тему ( по мотивам).
Вот ещё из утащенного
--------------------------------------------------
http://forum.poets-club.ru/index.php?topic=7471.50

ЧЕРНЫЙ ГЕОРГ (С)

__________ Радуга __________

Била лошадь – вдумчиво – копытом.
У коровы зачесалось вымя.
Дед Панас – голодным и небритым –
шёл на выпас, – по дороге вымок
под дождём, сбивавшим завязь с яблонь.
Чистотел боролся с молочаем.
За ногу чертополохом наглым
был укушен пешеход; – серчая,
вышел за околицу, где лужи
превращали тракт разбитый – в небо.

Полагая, что приметой служит,
выглядела жалко и нелепо
волглая трёхцветная корова.
Дед Панас промолвил: “И-и-и, скотина!” –
бросив на высоковольтный провод
взгляд – и подбирая хворостину.
Звонко шлёпнув ей по голенищу,
подтолкнул – глазастую безмерно
животину – прочь от ейной пищи,
уводя от клевера с люцерной.

Небо наливалось сонной мутью,
а столбы электропередачи,
как шмели, жужжали. Почему-то
пожалев кормилицу, дед начал
напевать, похлопывая нежно
по спине и выпуклому крупу,
миновав колонию успешных
зеленушек, что расселись кругом
ведьминым. Какой-то всхожий жёлудь
становился дубом, забавляя
малым ростом и упорством – жёлтых
лютиков лоснящуюся стаю.

Ворон хрипло каркнул из дубравы.
Привставал на цыпочки цикорий.
Луговые вспененные травы
издали напоминали море,
где корова стала бригантиной,
а суровый старый человече
вёл её – достойно и картинно –
в гавань. В стойло. В моросящий вечер.

В это время солнце исхитрилось
расколоть – спектральными лучами –
низких туч колеблющийся клирос.
Семь оттенков – чистых, изначальных –
вспыхнули, образовав покатый
путь на небо, словно прорастали
из стволов триасовых закатов.

Сквозь доисторические дали
дед был сам неразличим с коровой:
волосы – пучками мокрой пакли...
Та – рогата, он – слегка растроган...
В каждой шустрой планетарной капле
в середине дольнего Памира
отразились – дед Панас с притихшей
животиной. Воскурялась мирра,
возносились ангелы и птицы...

.........................................

«…Старый дьяк подумал: “Вот – блаженство!” –
выглянув случайно из окошка
в мир, где смерть, беда, несовершенство... –
и перекрестил – себя и кошку…»

(Черный Георг)

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Дэнушка
0

Сомнения закрались уже после первой фразы: "Мне, как «чайнику» взяться за эту работу было непросто". Автор сам ничего не понимает, но других учить собрался. И, что логично, фэйлит. Ссылка битая, ни одного вменяемого определения по тексту, ни одной ссылки на более-менее академические источники, вместо них - бредовые отсылки к бредовым пейсателям, и вода, вода, вода.

Аватар пользователя Logos31
0

Возможно, Вам интереснее будет посмотреть беседу с самим Черным Георгом, происходившую на другом сайте.
Не думаю, что стОит копировать в эту тему все посты Георга и его собеседников, - в числе которых anri4 ; Morverad

http://forum.poets-club.ru/index.php?topic=7471.0

Черный Георг :

"...люди ведь очень настороженно относятся к новым теориям, безразлично в какой области. 6 лет назад, когда я пришёл в сеть, о психоделике не знал и не говорил в литературных кругах НИКТО. Её ассоциировали в лучшем случае с Антоненом Арто, в худшем - с Пинк Флойд. Многие полагали, что психоделика - это нечто ужасное, антиэстетическое (другими словами, принимали за неё психоделику 3-го рода).
Мне понадобился не один год, чтобы доказать всем, что психоделика - это нечто РЕАЛЬНО существующее, а не плод воображения.
Ещё больше времени потребовалось, чтобы собрать группу единомышленников, среди которых есть и серьёзные лингвисты, и филологи, и сильные авторы, и критики.

Сегодня психоделика выходит из андеграунда на открытую литературную сцену. И, что действительно примечательно,- это ведь происходит впервые: созданное (правильнее сказать - "открытое") на русском субстрате направление в литературе начинает своё движение в мировую литературу - поскольку психоделика не специфична для одного или нескольких языков, а универсальна. Сами психоделические ТЕКСТЫ - да, специфичны для тех языков, на которых они написаны (хотя это и не исключает возможности хорошего, - другими словами, "психоделического" перевода, который смог бы сохранить их психоделичность и на другом языке), - но в любом случае, само явление психоделики не является прерогативой только русского языка; оно универсально.

И ещё: интересно то, что психоделика ОЧЕНЬ разнообразна, - настолько, что это превышает всякое воображение. Это одна из тех причин, по которым её сложно классифицировать. Я оттого и стараюсь привести примеры совершенно разных стишей, чтобы отразить хотя бы в малой мере это разнообразие. Я, кстати, мог бы и чужих стихов немало принести, поскольку отличные примеры психоделики встречаются у достаточно многих авторов, - но не делаю это лишь по этическим соображениям (администраторы на многих сайтах не любят, когда кто-то приносит для обсуждения тексты авторов без их явного согласия)...." (С)

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Sahara
0

Дэнушка, я ведь без претензий :) блог он ведь на то и блог, чтоб делиться наблюдениями и рассуждениями. А ученых учить цели не было.. Спасибо за отклик

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Logos31
0

По ссылке- наверное сервер глючил.
У меня сейчас эта ссылка открылась:

http://www.clubochek.ru/prose.php?id=44882

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Дэнушка
0

Мда, почитал "оригинал". Впечатление аналогичное. Только вместо воды - цепи Маркова и куча специализированных терминов. Ни одного вменяемого определения сабжа. Повсеместные отмазки типа: "И таким же образом, обсуждая психоделику, можно искать понимания только среди тех, кто её ощущает - хотя бы в некоторых текстах, но будет совершенно бессмысленным - пытаться искать понимания с теми, кто её вообще не способен ощущать.
" FAQ также доставил. "Следует иметь в виду, что сегодня существуют достаточно серьёзные эксперты, которые почти всегда в состоянии самостоятельно поставить верный диагноз по поводу психоделичности того или иного текста, но таких экспертов мало, а главное - это люди, обладающие высокой индивидуальной чувствительностью к психоделике, а кроме того - развившие у себя способность к узнаванию её посредством систематического чтения психоделических текстов (некоторые из них также сами пишут психоделику)." Небыдло такое небыдло.

Аватар пользователя Sahara
0

А кто сказал что будет легко? Талмуд явно проще. я кроме статьи кучи примеров перечитала, и экспертных таблиц проанализировала, скепсис был вначале, не скрою. Но сама идея смотреть под этим углом на стихи - неожиданно. Небыдло? хмммм. х3

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Logos31
0

Думаю, при обсуждении отпугивает сам термин ( психоделика),-( в силу схожести звучания ассоциируемый с психодеЛИЕЙ ).
Давайте определимся с сутью.
Способность к восприятию- что это?
Речь идет о состоянии медитации ( оно же транс или легкое гипнотическое состояние).
Состояние медитации- так называемое, ТРЕТЬЕ ( не сон, не явь)- состояние сознания, так или иначе знакомо многим( но разной степени глубины).

Всем известный пример,- его тоже приводит Черный Георг- если читать стихи в состоянии легкого опьянения- эффект восприятия может быть ярче.
Состояние транса характеризуется включением образного мышления при доминирующей работе правого полушария. Впрочем, кора приторможена. Подсознание активизируется.
(Сведения из учебника по психиатрии, под общей редакцией проф. Рожнова,-
исследования Института мозга).
Собственно,- когда Вы попадаете под власть музыкальных ритмов, зрительных впечатлений, запахов и испытываете состояние эйфории- это тоже легкая медитация.
Концентрация в зоне коры мозга снижена. И этим, к примеру, пользуются супермаркеты,- создавая человеку настроение для покупок : известно , что запах жареного миндаля и кофе приводит человека в благодушное настроение, что способствует бОльшему приобретению. Музыка ( ритмическая) в магазине затем же...
Люди, шарахающиеся от термина ПСИХОДЕЛИКА,- чаще всего не понимают, что речь идет все о том же состоянии суггестии: где текст ( даже несложный), соединенный с музыкой и постером и есть простейший пример простейшей психоделики.
Более сложные психоделические приемы- это звукозапись самого стиха
Вот именно ЗВУКОЗАПИСЬ и ритм стихотворения + некоторые общие приемы ( экспрессия, к примеру )- и есть психоделика.
Если же нужны ссылки на академические источники,- достаточно взять учебник "Античная литература " для ЛГУ или почитать теорию поэтики Брюсова (" ОПЫТЫ по ритмике, строфике, эвфонии "),- где говорится об истории применения соответствующей звукозаписи ( звуков, соответствующих плеску волн моря или свисту ветра, пению птиц и т.п)- для усиления образного воздействия стихотворения ( эффект соответствующей звукозаписи вызывает образный ряд,- ассоциативно).
Но это- коротко.
Поищу примеры ( со ссылками )

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Дэнушка
0

А я и не просил, чтобы легко, я просил, чтобы понятно. Найдите у "гуру" хотя бы одно точное определение сабжа. Не сепульки вроде "психоделическая поэзия - поэзия вызывающая пси-эффект, пси-эффект - эффект вызываемый психоделикой", не ссылки на таинственных экспертов, годами вырабатывавших чувствительность к сабжу, не отмазки типа "кто не почувствовал, тому и не объяснить, а кто почувствовал - тому и объяснять не надо".

Аватар пользователя Logos31
0

Ч.Г.

http://forum.poets-club.ru/index.php?topic=7471.150

"...в принципе, этот список "модификаторов сознания" можно расширять и расширять, и это не будет в методологическом смысле неверным.
даже стимуляторы и психотропные вещества могут быть к ним причислены. ведь каждому известно: если читать томик Цветаевой (скажем) после полбутылки водки, то многие места в нём покажутся куда более "уносящими", не правда ли?

принципиально, психоделика, о которой мы говорим, делает нечто похожее на психотропы - НО без каких бы то ни было негативных побочных эффектов.
в этом и заключается генетическая связь между психоделикой первого и психоделикой второго родов.
из-за этой генетической связи я и не отказался от термина "психоделика", - хотя некоторым казалось, что лучше было бы его оставить - и использовать для той литературы, которую мы сейчас обсуждаем, какое-нибудь новое название.

на самом деле, конечно, психоделика 1-го рода идёт куда дальше психоделики 2-го рода, поскольку первая описывает мир нормальных людей (не находящихся под воздействием психотропов или в каких-то патологических состояниях психики), - но делает это так, что для читателя "картинка" становится настолько "яркой", как если бы он сам к ней прикасался (или был в неё вовлечён).
из-за своей большей "взвешенности", психоделика-пи (1-го рода) часто используется для описания тех областей, в которые психоделике 2-го рода вообще хода нет.

но есть и смежные (пограничные) для обеих психоделик области. скажем, Петушки Ерофеева - один из таких примеров, где сложно сказать, какая из двух психоделик превалирует..." (С)

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Logos31
0

В.Я. Брюсов "Евфония"
------------------------------------------------
("Ремесло поэта")
ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ- собрание сочинений в семи томах.
(С)
"...Конечно- русская " частная метрика" ещё не разработана, но она имеет много аналогий с другими частными метриками,- античной,- разработанной великолепно, с немецкой, английской. Да и по самой русской метрике все же есть ряд заслуживающих внимания работ...

Русская звукопись и учение о рифмах русского языка и не разработаны вовсе и почти ни в чем не могут опереться на работы иноязычные, так как произношение русского языка существенно отличается от других языков.
Русского языка в его звуках нельзя даже изобразить иностранными буквами. Попробуйте написать французской азбукой, очарование звукописи, стихи Пушкина:

ШИПЕНЬЕ ПЕНИСТЫХ БОКАЛОВ
И ПУНША ПЛАМЕНЬ ГОЛУБОЙ!

Основу евфонии составляет собственно- ЗВУКОЗАПИСЬ, или СЛОВЕСТНАЯ инструментовка,- учение о том,- какими средствами достигается,- чтобы звук слов соответствовал их значению и способствовал бы наибольшему впечатлению.
Средствами звукозаписи служат : аллитерация, анафора, антистрофа... (Одно рассмотрение этих средств составляет сложную систему знаний)
ЖИВОПИСАНИЕ СЛОВОМ :
Величайшими мастерами в этом были римские поэты. У Вергилия буквально каждый стих по звукам соответствует тому, что в нем сказано, изображая звуками слов то бурю, то скок коня, то свист змеи, то стук мечей о бронь.
По-русски тоже нетрудно привести пример яркой ЗВУКОЗАПИСИ :

« На звонко скачущем коне» (Пушкин)
«И скакал по камням конь Одинов...» (Майков)
« Где луна теплее блещет в сладкий час вечерней мглы…» (Пушкин)

Как пример звукозаписи существует ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ.

Второй отдел евфонии составляет ЕВРИТМИЯ,- или учение о музыкальности (певучести) стихотворной речи. Разумеется- АБСОЛЮТНЫХ требований в этом отношении быть не может: та или иная задача, поставленная себе поэтом, может потребовать самых неожиданных сочетаний звуков.
Сами понятия " музыкальности" и " благозвучия" могут быть - до крайности различны.
Но важно- чтобы поэт МОГ ПРИДАТЬ ЗВУЧНОСТЬ СТИХУ ( по своей воле)...."
------------------------------------------------------------------------

(Из очерка « Песнь о солнце»,- Лев Озеров о Константине Бальмонте.)
(С)
«… Как неожиданна собственная душа !»-писал Бальмонт Ясинскому (1900).
Поэт не уставал следить за неожиданными поворотами своей души, за собой, за своими переменчивыми впечатлениями.
Бальмонт был эвфонически высоко одарен. Его называли «Паганини русского стиха».
Вслед за Фетом он мог бы сказать : « Меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, -насколько хватало моих сил…»
НИКОГДА БАЛЬМОНТ НЕ ОГРАНИЧИВАЛ СЕБЯ ИЗВЕСТНЫМИ СТИХОТВОРНЫМИ ФОРМАМИ.
ОН придумывал новые и в этом был неистощим. Изучив 16 языков, говорил и писал он на особом, 17-ом языке…(как сообщает Марина Цветаева)
Всю жизнь он стремился : ИЗУЧАТЬ! ОСВОИТЬ! СДЕЛАТЬ КРАСОТЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОЭЗИИ СВОИМИ КРАСОТАМИ!
Бальмонт –переводчик был известен не менее, чем Бальмонт- оригинальный поэт. Переводил Бальмонт очень много: от сказаний МАЙЯ и АЦТЕКОВ до Мицкевича и Уайльда, от Гимнов Риг-Веды до польских народных легенд.
В переводах Бальмонта русский читатель получил целую поэтическую библиотеку мира : (Англия-Блейк, Байрон, Шелли, Уайльд ; Америка- По, Уитмен ; Франция- Бодлер, Фор ;
Испания- народные песни Кальдерон, Польша, Болгария, Армения, Грузия…
Свыше полутораста (!!!) стихотворений Бальмонта было положено на музыку. Прокофьев и Стравинский, Глиэр создали романсы на слова Бальмонта.

В конце века Бальмонт много ездит : во Францию, Голландию, Англию, Италию…
Языки, литературу, искусство мира всю жизнь увлекали поэта…

В 1905 году Бальмонт едет в Мексику и США. Редко кто из русских поэтов ездил так много и на такие долгие сроки.

Это были не вояжи, а творческие поездки, своего рода- « творческие завоевания других земель». Поэтому его переводы космогонических мифов ацтеков и майя, его описания памятников древней мексиканской литературы отмечаются учеными как произведения, в которых есть любопытные научные наблюдения…»

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя В. Ва©илевич
0

Проникся до самых дальних уголков организма.
Впечатлился.
Одна проблема - удерживая всё это в голове, начинаешь испытывать опасение перед написанием нового стиха по причине гипертрофирования чувства ответственности.
Многие знания - многие печали.
Это шутка, конечно, но как в любой шутке что-то такое есть.
А труд, безусловно, вызывает уважение.

-моя подпись—

В начале было Слово.

Аватар пользователя Sahara
0

Владимир, аналогично! сколько выброшено и выбрасывается - страшное дело!
Но пси всё равно не цель... главное - выговориться. Спасибо Вам!

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Logos31
0

Если честно, Ирина,- меня заинтересовала теория Георгия в плане поиска СРЕДСТВ БОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ.
Сама я всегда считала настоящую поэтическую речь чем-то ИНТУИТИВНО-ВОЗВЫШЕННЫМ- сродни мистическим проблескам и озарениям.
Ведь изначально умение составлять нужные слова ( заклятий, гимнов)- занятие мистическое, сакральное.
(Пришла к выводу, что поэтическим языком разговаривать легче О НЕВЫРАЗИМОМ, - казалось бы,- так как поэзия вызывает (ассоциативно) образный ряд, воспоминания, ощущения, переживания , резонанс (со-переживания)...

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Whiskey
0

ИриЛеночка! Вам обеим огромная благодарность и поклон. Это безумно интересно и требует вдумчивого чтения. Здесь совсем рядом скрыта бездна непознанного.
Не согласен с мнением Дэнушки.
Я вернусь сюда ещё не единожды.

Аватар пользователя Diluvium
0

"Трудно найти чёрную кошку в неосвещенной комнате в тёмную ночь, если она спит." Бусинке удалось.

-моя подпись—

"Знающие не говорят, говорящие не знают." Лао- Цзы

 

Аватар пользователя naveta
0

Очень интересная статья, которая спровоцировала замечательную дискуссию. Прочитала с интересом пополам с ужасом - почувствовала себя сороконожкой :) Но всё-таки разумнее потихоньку осваивать новое, чем гордиться собственным невежеством )

Спасибо!

Аватар пользователя ПАНДА
0

я не дочитал ищщ, но, "Инструментов создания психоделических стихов нет. (Или пока нет." Как появилась более тонкая теория и логика муз. мысли - музыки почти не стало, а восприятие "нового" сделала оттяг,, лет... на 20-25 , это пока. Ну всё уже., я всё пока...

-моя подпись—

Как мы разговариваем, так мы и живём.

StihoSlov чат

Необходимо зарегистрироваться и авторизоваться для того, чтобы отправлять сообщения в чат!

Нравится StihoSlov? Щелкай Like!