Автор: Алекс Кислицын 0 | ||||
Чем чаще Вы делитесь стихами в соцсетях и блогах, тем больше Вас читают!
|
Опубликовано Алекс Кислицын в Пт, 10/07/2009 - 12:19
Для начала необходимо сказать, что стихотворение неплохое, но, на мой взгляд, в нем есть довольно много недостатков, и о них я попытаюсь сейчас сказать.
Если говорить о стиле вцелом, то я Гоголя, или "по мотивам" Гоголя представляю несколько иначе... Это должен быть колорит, это должна быть эмоция, а не описание. Тут же намного больше внимания уделено пейзажу. Кроме того, смесь народного, живого языка и современного наречия играют не на пользу произведению...
Как говорится - встречают по одежке - а в стихотворении первая строфа задает настроение, ритм. Так вот с ритмом в первой строфе беда... Позже, начиная со второй строфы автор четко придерживается ритма 9-8-9-8, а в первой, кроме того, что в третьей строке два лишних слога, так еще и "прокукарел"... вообще-то "прокукарекал"... Но это, пожалуй из разряда обычных опечаток...
Та ночь была светлее прочих.
Поднялся Месяц над рекой.
Петух на хуторе, что было мочи,
Прокукарел час; другой.
"светлее прочих" не из словаря Гоголя... Намекая на автора, я бы более внимательно относился именно к его слогу, к его колориту, пытаясь дотянуться...
А хутор спал. Лишь тень на небе
Бежала от звезды к звезде.
И звезды гасли, будто в небыль,
И пропадали, как в гнезде.
"Звезды гасли, будто в небыль" - не очень выгодный оборот... в небыль обычно канут, гаснуть куда-то - мне не понравилось... Но это дело вкуса и щепетильности. Рифма "звезде-гнезде" звучит очень уж затасканно, хотя автор, в следующем катрене довольно успешно спасает явно вытянутое слово "гнезде"...
В гнезде из ведьминой прически.
Там что угодно пропадет.
А вслед за ведьмой, без повозки,
Пешком тащился старый чёрт.
Тут хорошо... Впервые в произведении появляются гоголевские нотки "Пешком тащился старый черт"
Он много лет уже стремился
Её вниманьем овладеть.
То бесом перед ней крутился,
То обниматься лез, медведь.
Нареканий нет - даже глагольная рифма "Стремился-крутился" не портит, поскольку соответствует описываемому периоду литературы - в гоголевские времена глагольные рифмы не являлись устарелыми... Органично...
Она же, на метле летала.
Так сбором звезд увлечена,
Что ничего не замечала...
Мир пуст, и в нем она одна!
Я не могу точно сказать, что именно мешает в строке "Так сбором звезд увлечена"... Я умом понимаю, что все нормально, но почему-то все в прошедшем времени, а эта строка лично для меня читается в настоящем...
Чёрт чувствовал, что не догонит
Предмета страсти. Улетит!
Ещё немного,- проворонит.
Ему сегодня не фартит!
Все в норме, кроме слова "фартит" - в гоголевское время слово "фарт" было чем-то нецензурным... По крайней мере, мне так кажется...
И, вдруг! Идея! Месяц ясный.
Сияет в небе среди звезд!
Он усмехнулся,- не напрасно,
Догнать решил её всерьёз.
Первые две строки полностью в стиле, потом сложновато, а слово "всерьез" мне кажется, использовано исключительно в угоду рифме...
А вот и Месяц! Подлетает
Чёрт к Месяцу, во весь опор.
Его за краешек хватает,
В карман, и кончен разговор...
И наступила тьма ночная.
Ни зги не видно, только тень
Мелькает среди звезд, пугая
собак ближайших деревень.
И Ведьма тоже испугалась,
Вдруг наступившей темноты,
А Чёрту только оставалось
Добраться до своей мечты...
Эта часть, описывающая динамику действий удалась... Тут есть и гоголевская ночь, и гоголевская деревня... Много чистого, красивого... Может быть немного больше стилизации - и было бы замечательно!
Что там случилось промеж ними,
Всё скрыла с глаз ночная мгла.
А звезды были им чужими.
Молчали. Им ведь нет числа.
По Гоголю - все имеет душу, голос, характер и молчащие, бесчисленные звезды не укладываются в рамки идеи...
В целом стихотворение производит ровное впечатление... Оно не прекрасно, но сделано достаточно неплохо... Возможно, можно было бы, декларируя гоголевскую тему, немного больше дернуть гоголевских образов, характерных слов, действий... Смысл стилизации в том, чтобы использовать воображение читателя, вызывая к жизни давно сложившиеся образы... Одним упоминанием ведьмы и черта это не получается - тут надо было бы использовать именно гоголевские слова... Кое-где, как то "То бесом перед ней крутился, То обниматься лез, медведь." это несомненно получилось, но не везде... Картинка выписана в другой технике... Это как пытаться передать абстракцией картины Айвазовского или Репина в угле... Теряется техника а с ней и образ...
В остальном - задумка очень интересна и очень сложна. Весь колорит такого мастера, как Гоголь довольно сложно передать, и замечательно что Вы за это взялись... Может быть мои советы помогут сделать в будущем более органичное полотно, передающее красоту гоголевской поэзии в прозе...
С уважением и вниманием
Алексей
|
|
Отлично!В наше время знать и любить Гоголя - это позиция!)))
О, мой внимательный читатель,
Слова лишь крылья на ветру!
Один из нас двоих – создатель,
Держащий вымысла строку.
С Вами, Алексей, становится страшно писать.
Совершенно зря драматизируете, Борис. Я высказываю исключительно собственную точку зрения, которая может быть в корне ошибочной. Это скорее повод для дискуссии, чем приговор. И если рецензия чем-то поможет автору, поможет взглянуть на произведение глазами хотя бы одного читателя - это уже что-то...
Я очень рад, Алексей, что Вы откликнулись на мою просьбу разобрать мое стихотворение. И вот что значит профессиональный взгляд. Сколько людей читали, но никто не заметил опечатку, да и третью строчку тоже. Поторопился исправить. Спасибо.
Это стихотворение было написано на конкурс, посвященный картине Куинджи, "Ночь", а Куинджи, у меня, всегда вызывает ассоциации с произведениями Н. В. Гоголя, вот и родилась такая "Ночь". У меня не было цели писать чисто по Гоголю, но упомянуть его в заголовке, я посчитал необходимым. И, если, мне удалось передать, хотя бы в нескольких строфах, его колорит, то это большая удача.
Еще раз, большое спасибо за замечательный разбор.
С уважением, Борис.
...экспромты - отдельное и особое чудо этого сайта! - Сержан - 2 мая 2009
&nbs
Вы знаете, я очень расстроился... У меня была мысль, и даже предложение было - "В этой работе значительно больше ночи Куинджи чем ночи Гоголя...", но я его убрал, дабы не провоцировать излишней информацией. Для меня лично Гоголь и Куинджи сильно разнятся по технике (независимо от того, что один писатель, а другой художник)... Я исходил от Гоголя... От Куинджи, возможно разбор бы звучал несколько иначе... Если бы Вы во вступлении дали бы установку на "Ночь" Куинджи произведение бы выиграло больше. По крайней мере у меня...
однако обалденно555
Спасибо, Геша... От меня и от имени автора... Скорее больше от его имени...
Алексей, замечательная рецензия! Только я бы сказала, что всё-таки больше Гоголя...
Сделай это прямо сейчас.
НУ? БАРИН - ГДЕ ВАШИ НОТЫ?! Я ВГЛЯДЫВАЮСЬ, ВГЛЯДЫВАЮСЬ - НЕТ У МНК НИЧЕГО ОТ ВАС , НИ СЛЕДОЧКА! ПОРА НА ПЕНСИЮ ЗНАЧИТ....
Как мы разговариваем, так мы и живём.
Всё, на мой взгляд, отлично. И снова Алексею - решпект, но вот что меня мучает: жаль, на всех СТИХОСЛОВЦЕВ Кислицына не хватит. Вот что удручает...
Жму руку, Алексей...
Ой Серега... Понимаю ли я так, что ты предлагаешь тебя разобрать?! Не боишься? Я ж возьмусь!... с понедельничка... :) Смотри...
как у Вас так получается писать, так чувствовать чужую душу?... это неимоверный талант...
Отличный разбор!!........555!
С теплом,Влад Штиль.
Алексей, бравушки! Колоссальная работа! Как вы все успеваете, поражаюсь...
Я бы с превеликим удовольствием тоже отдалась бы вам в разбор, но боюсь, что еще не заслужила...
Спасибо, я чуть подраскручусь и опять сделаю серию разборов и рецензий