16+

Скоро день рождения

okuznetsov
13 Июн  (41)
kiriproh
13 Июн  (35)
Маргарита Василев...
13 Июн  (23)
Чужая
14 Июн
Whiskey
15 Июн  (67)
skeele
15 Июн  (47)
manu11
15 Июн  (44)
levious
15 Июн  (41)

Лента новостей RSS

RSS-материал
Последняя новость    С Новым Годом, Стихослов!

МЫ ВАМ РАДЫ!

Очень хочется почитать Ваши стихи и высказать о них мнение. Пожалуйста,
добавьте стих
Хочется пообщаться в блоге и почитать Ваши мысли, пожалуйста,
Или добавьте запись в блоге
Будем рады, если Вы напишете пару комментариев на стихи на сайте.
Вам всего лишь нужно зарегистрироваться
(логин-email-пароль)

Схема. Пробой Многомерности. Пентон 2. Посвящается Г. Шенгели.

Автор:
Виктор Качемцев

0

   Чем чаще Вы делитесь стихами в соцсетях и блогах, тем больше Вас читают!

 



Вот схема ударных и безударных слогов этого произведения:

о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1оооо1оо

Или так – с разделением на стопы для наглядности:

о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо.

Здесь
о1ооо = чистый пентон 2 = пятисложная стопа со вторым ударным слогом.

........................  ............................   ....................

Смотрите также на сайте Стихи ру о пентоне 2:

\1\   Пробой Многомерности. Посвящается Г. Шенгели. Пентон 2.
            
\2\   Мироустроители не опоздали! Пентон 2.
            
\3\   Мироустроители  опоздали!  Ответ  товарищу  Шенгели  через  97  лет.  Пентон  2.
            
\3.2\  Мироустроители опоздали! Версия 2. Ответ Шенгели. Пентон 2.                     

\4\   Пентон 2. Всё на одной странице.
               
\5\  Пробой Многомерности. Пентон 2. 4 часть

......................................................................................
 

Вот ещё о пентонах:

 Поэтический словарь Квятковского:

ПЯТИДО;ЛЬНИК — одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании метрического стиха. Истоки П. — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера (крата) представляет собой сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: | . Как элементная ритмическая группа, П. теоретически имеет пять видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы:

Пятидольник 1-й |||
Пятидольник 2-й ||
Пятидольник 3-й |||
Пятидольник 4-й ||
Пятидольник 5-й ||

Все эти П. образуют собой класс пятидольников. В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены

в русском народном стихе. Вот пример трехкратного П. третьего вида:

|Жаво|ро;ночек || на про|га;линке || распе|ва;ет. /\ |
| Он зо|ве;т весну, || радость | кра;сную || вызы|ва;ет. /\ |

(Н. Цыганов)

Будучи двухакцентной элементной группой, пятидольник (равно как и шестидольник) содержит в себе начала двухкратности; следовательно, сдвоенный пятидольник (и шестидольник) представляет собой сложную метрическую группировку, которая воспринимается слухом не как полупериод, а как цельный период четырехкратного отсчета. Примеры таких П. третьего вида:

| Впере|ди; летит — || ясным | со;колом, |
| Поза|ди; летит — || черным | во;роном, |
| Впере|ди; летит — || не у|ка;тится, |
| Поза|ди; летит — || не оста;нется.|

(Н. Некрасов)

Популярен в русской поэзии П. с рифмами:

|Как при|вя;жется, || как при|ле;пится |
| К уму-|ра;зуму || думка | пра;здная, |
| Мысль до|ку;шная || в мозг твой | вце;пится |
| И клю|ёт его, || неот|вя;зная.|

(В. Бенедиктов)

То же с однодольной паузой в конце каждого периода:

| Мимо | дво;рика, |
| Мимо | ха;ты, |

| За о|бо;зами|
| Шли сол|да;ты, /\ |

| Они| шли;-прошли |
| Слобо|до;ю, /\ |

| Звали | де;вушку |
| За со|бо;ю. /\ |

(М. Исаковский)

То же с двудольной паузой:

| Не слыш|ны; в саду || даже | шо;рохи, |
| Все здесь | за;мерло || до ут|ра;. /\ /\ |
| Если б| зна;ли вы, || как мне | до;роги |
| Подмос|ко;вные || вече|ра;. /\ /\ |

(М. Матусовский)

П. с ритмической инверсией:

| Красным | по;лымем|
| Заря | вспы;хнула; |

| По ли|цу; земли|
| Туман | сте;лется; |

| Разго|ре;лся день|
| Огнем | со;лнечным, |

| Подо|бра;л туман |
| Выше | те;мя гор. |

(А. Кольцов)

П. со включением полудольных слогов:

| Лет до |ста; расти |
| Нам без | ста;рости. |

| Год от | го;да расти |
| Нашей | бо;дрости. |

| Славьте, | мо;лот и стих, |
| Землю | мо;лодости. |

(В. Маяковский)

Четвертый вид П. встречается в нашей поэзии довольно часто. Из русских поэтов первым написал такие стихи В. Тредиаковский:

Нач|ну на | фле;йте сти||хи пе|ча;льны;
Зря | на Рос|си;ю чрез || страны | да;льны.

У других поэтов:

Где | наша | ро;за,
друзь|я мо|и;? /\

У|вяла | ро;за,
Ди|тя за|ри;. /\

(А. Пушкин)

Ды|мится | по;ле, рас||свет бе|ле;ет,
В сте|пи ту|ма;нной кри||чат ор|лы;. /\
И | дико | зво;нок их || плач го|ло;дный
Сре|ди хо|ло;дной плы||вущей | мглы;. /\

(И. Бунин)

Четвертым же П. написана «Песня о Соколе» М. Горького: «|Высоко в горы | вполз Уж и лег там | в сыром ущелье, | свернувшись в узел | и глядя в море...»|.

Следует отметить, что стихи такого стиля биметричны, их можно прочитать и как шестидольник:

Ды||мится | поле, /\ рас||свет бе|леет, /\
В сте||пи ту|манной /\ кри||чат ор|лы, /\ /\
И || дико | звонок /\ их || плач го|лодный /\
Сре||ди хо|лодной /\ плы|| вущей | мглы;. /\ /\

Как правило, поэты соблюдают точность словоразделов, совпадающих с ритмическим членением П. Но есть случаи, когда они не следуют этому правилу. Вот пример рассечения слова в стихе стопоразделом, в результате чего осложняется естественная инерция ритма (4, 5, 6-й стихи):

| Кабы |зна;ла я, || кабы | ве;дала, |
| Не смот|ре;ла бы || из о|ко;шечка|
| Я на | мо;лодца || разу|да;лого, |
| Как он | е;хал по || нашей | у;лице, |
| Набе|кре;нь зало||мивши | му;рмолку, |
| Как ли|хо;ва ко||ня бу|ла;нова, |
| Звонко|но;гого, || долго|гри;вого, |
| Супро|ти;в окон || на ды|бы; вздымал.

(А. К. Толстой)

Интересен редчайший опыт П. второго, но в нем допущена ошибка: не соблюдена двухакцентность пятидольной меры; акцентируется лишь первая трехдольная часть,  остается совершенно безударной двудольная часть, вследствие чего П. теряет свою устойчивость. Этим и объясняются слоговые просчеты в некоторых стихах, где допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов):

Без|во;дные золо|ти;стые пере|сы;пчатые бар|ха;ны /\ /\
Стре|мя;тся в полусож|же;нную неиз|ве;данную стра|ну;, /\ /\ /\
Где | пра;вят в уеди|не;нии злато|ли;цые богды|ха;ны, /\ /\
Вды|ха;я тяжело|ды;мную злато|о;пийную вол|ну;. /\ /\ /\

Где | в на;бережных фар|фо;ровых импе|ра;торские ка|на;лы /\ /\
По|бле;скивают, пере|пле;скивают ко|ри;чневой чешу|е;й, /\ /\ /\
Где | в бе;лых обсерва|то;риях и библи|о;теках опа|ха;лы /\ /\
Над | ру;кописями | ве;тхими, точно |ве;тер берего|во;й. /\ /\ /\

Но медленные и смутные не колышатся караваны,
В томительную полуденную не продвинуться глубину.
Лишь яркие золотистые пересыпчатые барханы
Стремятся в полусожжённую неизведанную страну.

(Г. Шенгели)

Традиционная теория стиха игнорирует П. как самостоятельную меру метрического стиха. Между тем П. освящен традицией народной поэзии и довольно часто применяется русскими поэтами, что видно отчасти из вышеприведенных примеров. По своему долевому объему русские П. соответствуют античным пятиморным пэонам.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966.

Статистика
Просмотрено гостями: 
305
Просмотрено пользователями: 
0




Нравится



StihoSlov чат

Необходимо зарегистрироваться и авторизоваться для того, чтобы отправлять сообщения в чат!

Нравится StihoSlov? Щелкай Like!