16+

Скоро день рождения

Абрамов Игорь
17 Сен  (53)
ЕКАТЕРИНА ДОЛГОПО...
17 Сен  (35)
Neshta
17 Сен  (28)
Sander
18 Сен  (47)
bolor
19 Сен  (42)
Елена Нова
19 Сен
Анатоль
20 Сен  (38)
Андрей Баев
21 Сен  (28)

Лента новостей RSS

RSS-материал
Последняя новость    С Новым Годом, Стихослов!

МЫ ВАМ РАДЫ!

Очень хочется почитать Ваши стихи и высказать о них мнение. Пожалуйста,
добавьте стих
Хочется пообщаться в блоге и почитать Ваши мысли, пожалуйста,
Или добавьте запись в блоге
Будем рады, если Вы напишете пару комментариев на стихи на сайте.
Вам всего лишь нужно зарегистрироваться
(логин-email-пароль)

Скрытые смыслы в поэзии Ефима Хазанова

Автор:
Лилия Силина

0

   Чем чаще Вы делитесь стихами в соцсетях и блогах, тем больше Вас читают!

 



Л.Р.Безуглая (Лилия Силина)

                                      Скрытые смыслы в поэзии Ефима Хазанова


 
     Говорить о достоинствах поэзии Ефима Хазанова легко - здесь и незаурядные рифмы, и чрезвычайная мелодичность слога, и богатейший словарный фонд, и граненая композиция, и яркие образы, и всепроникающие чувства...
     Но мне хотелось бы остановиться на свойстве, которое давно уже сформулировано филологами как внутренний закон поэтического искусства: «максимальная сжатость словесного пространства при беспредельной емкости жизненного содержания» (Е.Г. Эткинд). Поэзии Ефима Хазанова присуща эта бесконечность смыслов, иносказательность, необыкновенная глубина и смысловая емкость каждой строки.
     Принято различать буквальные значения слов и предложений и скрытые смыслы, которые не выражены буквально, но выводятся - с разной степенью осознанности - из буквальных значений. Скрытые смыслы составляют невидимый пласт художественного произведения, глубинный мир образов, ассоциаций, мыслей - так называемый подтекст. Это подводная часть айсберга, скрывающаяся за видимой частью и во много раз превышающая ее размеры.

     У Ефима Хазанова в каждом стихотворении «...таинственный подстрочник Упрямо прячется в строке», передается нечто невыраженное словами, подспудное, но ощутимое. Откуда же это ощущение, эта уверенность в подлинном внутреннем смысле высказанного? Как понять «эти знаки, коды, шифры»? Попросту говоря: Как автору удается вложить в свои слова нечто большее, чем они означают, а читателю - вывести эти скрытые смыслы? 
     «Индикаторами», «сигналами», «активаторами» подтекста выступают обычные слова, их сочетания, которые подбираются так, что при прочтении стиха в сознании читателя возникает подтекст:
«Хорошо, светло, красиво: Рифма - вглубь, а строчка - вширь...»
     В стихах Ефима Хазанова скрытые смыслы представлены в богатом видовом разнообразии. Для его поэзии характерны импликаты, импликатуры, пресуппозиции и аллюзии.
     Понимаю, что эти термины звучат отталкивающе для неискушенного читателя, но, чтобы понять механизмы воздействия стихов этого автора, обойтись без них никак нельзя. 

     
      1. Импликаты.

     Импликат - скрытый смысл, представленный одним словом. У Ефима Хазанова много стихов, где говорится о чем-то, что вовсе не называется. Так, в стихотворении
«...и умерла» с первых строк становится ясно, о ком идет речь, хотя слово «мать» не упоминается ни разу.
     «К постели встали мы полукольцом» - местоимение «мы» заставляет усомниться, что речь идет о любимой женщине, а строка «А мы стояли, два беспутных сына» не оставляет сомнений, кто имеется в виду. Понятие МАТЬ (точнее, концепт - ментальная сущность, единица мышления, соотносимая со словом)  в данной ситуации для лирического героя является настольно святым, что он не может выговорить это слово, поэтому вкладывает его в подтекст.
     Концепты-импликаты выступают в стихах Ефима Хазанова символами - святости МАТЕРИ, неприглядности СТАРОСТИ, чистоты или плотской основы ЛЮБВИ, холодности НЕ-ЛЮБВИ, всепоглощаемости СОИТИЯ, неизбежности РАЗЛУКИ, трагичности ГИБЕЛИ, быстротечности ЖИЗНИ...
     Вот одно из самых емких стихотворений Ефима Хазанова: 
   

     Утром, подбоченясь, 
     Встану у окна,
     И отвиснет челюсть...
     Батюшки - весна!    

     В полдень сигареты
     С полки потяну,
     Глядь в окно - там... лето.
     Лето?! Ну и ну!    

     Вечер.
     Вот и проседь.
     Не завить колец...
     Неужели осень?
     Неужель, конец?!
    
     ...Два венка у гроба.
     Ночь. Покой и тьма.
     Насыпь из сугроба.
     Вот и всё.
     Зима.     

     Скупыми мазками поэт рисует времена года и соотносит их с периодами человеческой жизни. При этом слова, выбираемые автором, соответствуют прототипичному лексикону молодого, зрелого, старого и умирающего человека, соответственно. В сознании читателя неизменно возникает концепт ЖИЗНЬ. У каждого она своя, но все думают об одном ее свойстве - быстротечности. И неизбежности конца. Такой простой, но глубокий скрытый смысл в сочетании с краткостью буквального не может не поразить читателя. 
     
      2. Импликатуры.

     Если скрыт не один концепт, а конфигурация концептов, соответствующая предложению, то речь идет о так называемой импликатуре. Автор не говорит прямо о каком-либо положении дел, а дает об этом понять, описывая свойства и признаки вещей, смежные явления и процессы, причинно-следственные связи и т.п. На подсознательном у ровне у читателя работают операции и законы логики - достаточного основания, тождества, исключения третьего и др.
     Вчитайтесь в строки:

            
     И целовать...
     И целовать...
     И целовать...
     И не насытиться тем жарким поцелуем.
     Я вырвал у судьбы тебя такую,
     Какую так искал.
     ...Полна кровать
     Морщинок с ароматною теплинкой,
     Нескромных вмятин, неостылых снов.
     И суетятся на луче пылинки
     Под перестук размеренный часов.
     И в строки, что летят с карандаша,
     Ложатся вопросительные знаки...
     Ах, как же хороша ты в полумраке,
     Губительно, чертовски хороша!
     Как лодочкой ладонь скользит по глади
     Простынки белой - будто по тетради.
     Шуршит сейчас мой ломкий карандаш...
     Лишь слышно: просыпается этаж.
     Этаж молвы никак не перемелет,
     Я мысленно молчать ему велю
     И всё дежурю у твоей постели,
     И всё шепчу чуть слышно, еле-еле:
     - О, Господи, как я тебя люблю!..

    
     Не из буквальных значений слов мы узнаем, что описываемое пространство - квартира, время - ночь, ближе к утру, что лирический герой пишет стихи, а его возлюбленная спит на кровати (не на диване!), что вместе они недавно, а соседи судачат об их союзе, что это для лирического героя совершенно не важно, потому что такого трепетного чувства он никогда доселе не испытывал, но так долго о нем мечтал... Попробуйте найти в тексте слова, активирующие эти мысли!
     Другие примеры:

     Старый трельяж из квартиры был выставлен, 
     Он на балконе на солнце посверкивал...
     Я человека угрюмого высмотрел
     В зеркале,
     В зеркале,
     В зеркале,
     В зеркале.
+> Этот человек - я... 

     Ну, вот и всё...
     Ах, да! Сказать забыл,
     Что был Иван-дурак ещё поэтом.
+> Иван-дурак - это я...

     ...Подстрижены деревья под июль,
     А у тебя, увы, другая стрижка.
+> Мы абсолютно разные, мы видим мир по-разному...

     ...Того, о ком ты, - я его знавал,
     Да умер он. Повесился на строчке.
+> Я изменился, теперь я другой...

     Она летит, она сигналит,
     Ты на мосту совсем одна,
     И ужас, точно пуля, жалит...
+> Машина сбивает женщину...  

     Ни беглым взглядом, ни кивком
     В тебе Тебя не признавая;
+> Я не замечал раньше, что ты - любовь моей жизни...

     И ищет сходство женщина в ребёнке,
     И вновь его находит... в старичке.
+> Новорожденные и старики похожи... 

     Импликатуры помогают экономить слова, очерчивать образы, формировать композицию и этим повышают эстетическую ценность стихов. 
    
      3. Пресуппозиции.
     Пресуппозиция в логике - условие, необходимое и достаточное для того, чтобы положение дел было истинным. В лингвистике это знание, на котором основывается некое высказывание.
     Вспомним стихотворение Ефима Хазанова о войне, лишенное поверхностного пафоса, но наделенное пронзительной болью именно за счет пресуппозиционных смыслов:

     Никто не мерил, сколько крови пролито
     И груды тел загубленных не взвешивал,
     Лишь плюсовал статистик к цифрам нолики
     Да ложкой чай рассеянно помешивал.

     Всё подсчитали точно математики,
     Им - строки цифр (поэтам - эпитафии),
     Упали в них бумажные солдатики
     Без званий,
     Без имён,
     Без биографии.

     Как сгинули?
     Где были похоронены?
     Лишь в кадрах,
     Что "Мосфильмом" не раскрашены,
     Из той, военной старой кинохроники,
     Бегут они, солдатики бумажные.
    
     Их лица некрасиво перекошены,
     Их матюги на плёнках обезмолвлены,
     И падают они не по-киношному,
     Фильм черно-бел - и раны обескровлены.

     ...Солдаты, что вам цифры бесполезные?
     В шести нолях статистика вчерашнего.
     Вы, всё-таки, останетесь железными,
     Простите внукам души их бумажные.    

     В основе понимания этих стихов лежат знания о Великой Отечественной войне, полученные в школе, прежде всего, о количестве погибших, зафиксированном в цифре 22 000 000. Тот, кто не знает этого факта, просто не поймет стихотворения, его основной мысли - статистика дает представление о масштабах события, но, обобщая, обезличивает его участников, умаляет степень подвига каждого из них, их вклада в то, чтобы мы жили под мирным небом; не зря ведь говорят - «голая статистика».
     Вызывание в сознании читателя таких знаний - пресуппозиций - придает стихам воздействующий эффект необыкновенной силы. Как, собственно, и скрытые смыслы других типов.
     Вот другие примеры «работы» пресуппозиций в поэзии Ефима Хазанова:

знания о волнах эмиграции из стран СНГ на запад >>
     Меня остаться не просили, 
     Мне визу выдали молчком -
     С печатью, с подписью-крючком,
     А сердце дёрнулось толчком:
     - Не отдавай меня, Россия!  

знание поверия, что кукушка предсказывает оставшиеся годы жизни >> 
     И пальцы на отсчёт кукушки
     Мне не выстраивать в кулак,

знание о том, что в районе Бермудского треугольника таинственно исчезают корабли и самолеты >>
     И в треугольнике Бермуд
     Святое чувство затерялось.

знание, как выглядит советский значок «Будь готов к труду и обороне!» >>
     Девчонкой со значка БГТО
     Она на белой простыне лежала,
     Согнув в колене ногу. Оттого,
     Казалось, не спала она, - бежала.

знание обряда гадания на блюдце с колечком >>
     Прокачу по блюдечку 
     Тонкое колечко...
     Что с тобою сделалось,
     Бедное сердечко?    

     Пресуппозиция указана здесь перед стихами не случайно. Ее называют ретроспективным выводом, «выводом вспять» (М.В. Никитин), в отличие от проспективного вывода - импликатуры. Выводя пресуппозицию, мы реконструируем те знания, которые необходимы нам для правильного толкования смысла высказываний. 

     4. Аллюзии.
     Об аллюзии речь идет, когда автор отсылает читателя к общеизвестному культурному (так называемому прецедентному) феномену - человеку, произведению искусства, тексту, высказыванию. Аллюзия близка пресуппозиции в том смысле, что без знания прецедентного феномена этот скрытый смысл не будет выведен. 
     Еще одно стихотворение Ефима Хазанова о войне:

    
     Через огненную круговерть 
     Убегал от войны медведь,
     Пробирался сквозь бор косолапо,
     Он бежал и бежал на Восток.
     То и дело садясь на пенёк,
     Кровяную обсасывал лапу.    

     Он, оглохший в огне и в дыму,
     Не слыхал, как сквозь ветки к нему
     Подлетела певучая мина...
     Вот и «Утро в сосновом бору»:
     Шерсть да кровь на стволах поутру,
     Только... это другая картина.     

     Аллюзией здесь выступает упоминание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». В сознании читателя возникает сама картина, медвежата, мирно играющие на бревнах в глухом лесу... Но эта картина перекрывается «другой», ужасающей картиной, описываемой автором скупо, но емко... В этом стихотворении импликатуры, пресуппозиции и аллюзия «работают» в комплексе, вызывая у читателя мысль о всепроникающей разрушающей силе войны: от нее страдают не только люди, но и животные, растения, вся природа, ибо война - это нонсенс.
     Совсем другой настрой создает аллюзия в стихотворении
«В саду моём плоды достигли зрелости», где обыгрывается известная юмористическая поговорка «Прошла любовь, завяли помидоры»:

     В саду моём плоды достигли зрелости
     Цветы сплели душистый коридор,
     И то ли от стыда, то ли от спелости
     Краснеет в огороде помидор.
     <...>
     Наверно, потому наш помидор
     Краснеет раньше, чем у многих дачников. 

     Но если в поговорке «помидоры завяли», здесь они предстают в полной своей красе - не без улыбки читатель сразу понимает, что речь идет о лучших временах любви, переживаемых лирическим героем. В этом стихотворении аллюзия выступает в своем частном проявлении - как реминисценция, неявная цитата, отсылающая к прецедентному тексту при помощи ассоциации.  
     Взаимодействие текстов художественных произведений, перекличка образов, сюжетов, переплетение смыслов называется интертекстуальностью. Этим свойством характеризуется вся современная художественная литература.  

     Есть еще один тип скрытых смыслов, проявляющийся в поэзии Ефима Хазанова с особенной силой, - образные, метафорические смыслы. Но это тема отдельного разговора.
     Да и об указанных типах скрытых смыслов можно говорить долго. Чем глубиннее смыслы, тем больше о них можно говорить. Это лишь поверхностный взгляд, попытка вникнуть в суть поэтического слова, систематизировать характерное, объяснить непостижимое, описать неуловимое - необыкновенную прелесть стихов Ефима Хазанова. 

07.08.2010

 Опубликовано в: Склянка часу. - 2010. - № 56. - С. 157-159.

Статистика
Просмотрено гостями: 
1517




Нравится



Аватар пользователя gipsylilya
0

Спасибо. Замечательная рецензия на замечательного автора.

Аватар пользователя OLCHIKA
0

За такой труд 5 мало!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

OLCHIKA, такой труд делается не ради пятерок. Как, в общем то, и любой труд. Спасибо большое!

Аватар пользователя irinagorban0504
0

Вижу в комментариях даты, но это меня не останавливает.
С такой неподдельной искренней любовью Вы, Лилечка, рассказали о Поэте,
что не прошла мимо.
Спасибо. Спасибо и Вам, и Ефиму.
Высший класс!!!
5

------------------------------------

-моя подпись—

Я часто бываю здесь

http://my.mail.ru/community/irinagorban/

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, Ирочка, очень рада Вашему отклику!

Аватар пользователя Solveig
0

Лилечка, Вы как всегда на высоте - анализ сделан профессионально, но очень доходчиво.

-моя подпись—

ветрено и прохладно

Аватар пользователя Cooper_D
0

5
Ну, наконец то мы видим, пока что единственное, профессионально сделанное
резюме.
========================================================
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,. А сапоги тачать пирожник (с)
Иван Крылов

Аватар пользователя Имя Морей
0

Ничего себе труд!
Хотел пошутить на счёт того, что может так описать не только Хазанова стоит, но по ходу понял, что это надо заслужить. Лидия вы большая умничка! Спасибо вам

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо Вам, Олеги - Други...
Имяречек, если Вы при этом захотите перечитать Ефима Хазанова, считаю задачу выполненной.

Аватар пользователя Cooper_D
0

Имя Рек

Спасибо за то, что смогли оценить профессиональній взгляд доктора филологических наук, члена Межрегионального Союза писателей Украины Лилии Ростиславовны Безуглой ("Лидия Силина").
А я ей благодарен за то, что она открыла харьковским поэтам творчество Ефима Хазанова с совершенно неожиданной стороны.

Аватар пользователя Алзан
0

Дааа...Очень серьёзный труд. Ефим Хазанов - хороший поэт, а Ваша работа - великолепна !

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, Александр! Знания приобретаются не только опытом, но и трудом... А вот встретить такого замечательного поэта, как Ефим Хазанов, оказалось так легко - всего лишь пойти на Стихослов! А сколько здесь еще есть чудесных поэтов!

Аватар пользователя Имя Морей
0

Лидия, да, задача выполнена, сейчас читаю, правда на Стихире. Ещё раз спасибо!

Аватар пользователя Имя Морей
0

Купер Д как тут можно не оценить?!:)) Лидия этой работой помогает всем тем, кто хочет учиться

Аватар пользователя morozovlit
0

Прекрасно сделанный разбор
Стихов достойного поэта.

Отличная работа.

-моя подпись—

Я не хочу, чтоб ездили на мне

Я не привык, чтобы меня кормили.

Аватар пользователя Muza Star
0

Очень интересно было прочитать и ознакомиться....555

-моя подпись—

 

Дыши, пока бьётся сердце,
Сливаясь с ритмом Вселенной,
Ведь в сердце открыта дверца
В обитель Души нетленной.
Живи в гармонии звуков,
Которой наполнен Космос,
Проснись ты с улыбкой утром,

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Саша, благодарю за участие!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Марина, надеюсь, пойдет на пользу. Спасибо!!!

Аватар пользователя Cooper_D
0

Имя Рек

Классические случаи неадекватной оценки:

1. Свинья под дубом. И Крылов
2. Петух и жемчужное зерно. И Крылов

=============================================================
А если серьёзно, то подавляющее большинство читает, а отзывами себя отнюдь не утруждает. Стесняется. Или вне этой темы.
Колхоз дело добровольное. А есть часть читателей, имеющая диаметрально противоположное мнение. И это естественно. Некоторых обязательно смутит наличие профессиональных терминов, но это не проблемы рецензента.
=============================================================
Человек делает добровольно только то, что приносит ему удовольствие.
(Исключения бывают)

Аватар пользователя sepa
0

Лилечка, лично для меня ваш труд это пособие начинающих...
Очень ценю творчество Ефима Хазанова, как поэта,
поэтому с вашего позволения эти скрытые смыслы возьму за основу... Спасибо!

Аватар пользователя Имя Морей
0

Купер Д, как мне сказал один чудесный поэт и музыкант..."мы говорим на одном языке". Спасибо вам за это:)

Аватар пользователя Граф О Ман
0

Ув. Лидия Силина , спасибо за очень интересный и познавательный материал об Ефиме Хазанове и об рассмотренных терминах. Единственное , что хотел бы уточнить , что число потерь СССР во второй мировой войне не менее 26,6 млн. человек (официально признанная цифра). Причём я лично и этой цифре не особенно верю...

Аватар пользователя Cooper_D
0

Имя Рек

В ЭТОМ СМЫСЛЕ НАИБОЛЕЕ СОЧНО ВЫРАЗИЛСЯ МАУГЛИ: - МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ! ТЫ И Я!
======================================================================
"Самое большое счастье- это радость человеческого общения".
Эти слова, принадлежащие Антуану де Сент-Экзюпери, наиболее точно передают ту огромную роль, которую в нашей жизни играют контакты с окружающими нас людьми.
Действительно, для подавляющего большинства, жизнь без друзей пуста и однообразна. Но, насыщенная ежедневными заботами действительность часто, просто не оставляет времени на поиск людей со схожими интересами. ( скучно сказано,но достаточно точно)
Поэтому, "стихослов" и притягивает к себе народ.
=====================================================
Приезжайте на фестиваль в Дружковку. Там пообщаемся по полной программе.

Аватар пользователя Cooper_D
0

Граф О Ман
Привет! Очень рад встреве
По моим прикидкам, цифра потерь в войне переваливает за 30... Мне одна высокообразованная казашка говорила, что она (имея доступ на уровне ЦК Компартии Казахстана в своё время) видела цифру потерь только казахов 18,5 млн.
Политиканы врут и искажают историю. Так было и так есть и так будет...
Увы. Реальность.

Аватар пользователя RobinZon
0

Да, разбор стихов от Силиной
Обладал такою силиной,
Что сумел открыть нам заново
Суть поэзии Хазанова!

Огромное удовольствие и непередаваемые ощущения! :)

-моя подпись—

Сам разберусь в своих грехах.

Никто мне в этом не поможет.

Моя душа - в моих стихах,

Их за меня никто не сложит!

Аватар пользователя Tanya Garg
0

Лилия, я где-то подсознатено ждала подобной Работы от тебя про творчество Ефима Хазанова! Была уверена! Но даже и не подозревала насколько этот Труд будет интересен и глубок, так может написать только тот , кто пропустил Творчество другого Поэта через свою душу и принял сердцем!
5!5!5!5!5!5!5!

-моя подпись—

Авторский сайт "Солнечная сторона": garg.ucoz.ru

Аватар пользователя Алекс Кислицын
0

Мое почтение! Я к сожалению не могу поставить больше пяти, а очень хочется. Уникальная работа, очень красивая, точная. Я получил эстетическое наслаждение! Я думаю, что появление такого уровня разборов поднимет уровень Стихослова в разы. Спасибо большое!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Светлана, рада, что воспринимаете как пособие. Очень сложно изъясняться популярно. И если было понятно - фух! Спасибо!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Ув. Граф, нас в школе учили - 22 миллиона. А сейчас, действительно, масса цифр фигурирует, но все миллионные. Спасибо!

Аватар пользователя Fisher
0

Это то,чего так не хватает на сайте!Спасибо,Лидия!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

РобинЗон, Танечка, Алексей, признательна Вам очень!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Андрей, но поэтов талантливых на сайте хватает! Спасибо!

Аватар пользователя Валерий Ануфриев
0

Блестящий труд!!! Искренне восхищён вашим "разбором", очень и очень интересно было прочесть - и видимо, загляну сюда ещё.

-моя подпись—

Шан Мырк!

 

 

Аватар пользователя sepa
0

Лилечка, все не то, чтобы понятно, все абсолютно разжевано...
Я когда училась в школе, посещала факультатив по русскому языку,
теперь понимаю, что мне не хватало еще и литературы...
Еще раз спасибо за ваш великий труд, поверьте, он действительно полезен.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Валерий, слава Богу, Вы не считаете его наивным... Спасибо!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Светланушка, вот это и приятно. А то часто сталкиваюсь с мнением, что наука лингвистика никому не нужна...

Аватар пользователя Николай Седой
0

Прочитал блестящий разбор. Скажу словами новорожденного Николая Манжоса. ВОТ ЭТО ДА! Мой респект автору.

Аватар пользователя alexosegn
0

Моё почтение!

вдумчиво,
глубоко,
захватывающе

Аватар пользователя Бусинка
0

Я тут процитирую Купера-Олега:
"Спасибо за то, что смогли оценить профессиональній взгляд доктора филологических наук, члена Межрегионального Союза писателей Украины Лилии Ростиславовны Безуглой ("Лидия Силина")." , но с вопросом, как можно непрофессионалам(типа меня) "оценить" профессиональную и, в общем-то, для профессионала обычную работу?
Я с удовольствием прочла, с удовольствием узнала много нового на примере поэзии Ефима Хазанова, но с не меньшим удовольствием я читала разборы Алекса Кислицина, полные эмоциональных описаний собственных ощущений.
Наука лингвистика не так давно начала называться наукой, но она невероятно интересна, b те, кто считает, что она не нужна, скорее всего, не умеет сам себя выразить словом, но ... я могу выразить Вам, Лидия -Лилия, лишь своё непрофессиональное и глубокое восхищение, а как бы отнеслись к Вашей работе коллеги - мне не узнать.
Вы понимаете, к чему я это всё говорю? :)

-моя подпись—

 

Читатель мой, не расслабляйся!

Аватар пользователя Алексей Аимин
0

Лидия - вы на коне! 5.

-моя подпись—

aimin

Аватар пользователя Платон
0

Читано с интересом, поскольку нового много. Как приятно, когда можно практически напрямую сказать автору "спасибо"... Спасибо!

-моя подпись—

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Николай, Александр, Алексей, Платон, очень рада Вам, спасибо большое!

Аватар пользователя Cooper_D
0

Лидия Силина Горжусь сопричастностью.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Оленька-Бусинка, если бы не зашкаливающее множество ощущений, испытанных мною от творчества Ефима Хазанова, вряд ли появилась бы эта статья. Я германист и о русской поэзии написала впервые, применив познания в общем языкознании.
А наука лингвистика очень давно стала называться наукой, еще с времен Аристотеля. Просто сейчас сталкиваюсь с вопросом простого обывателя: А какое практическое применение от Вашей науки? Вот и нашла здесь практическое применение.
А с коллегами у меня все в порядке! :)
Спасибо Вам!

Аватар пользователя Nikman07
0

Лиля, мы тобой гордимся!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Коля, новорожденному - привет! Лишний раз пожелать здоровья никогда не помешает!

Аватар пользователя Конвертатор
0

Грандиозная работа проделана! Есть куда подглядывать и учиться!

Аватар пользователя ST-X
0

Очень!!! Ёмко, наглядно, энциклопедичность - без слащавости...

555

-моя подпись—

Всё сказанное мной, является моим субъективным мнением - IMHO

Аватар пользователя prosto
0

Лидия Силина, примите и моё спасибо! :) Не знаю, как начинающим поэтам, а мне, старому графоману, голову встряхнуло.

-моя подпись—

На вкус и цвет фломастеры разные

Аватар пользователя В. Ва©илевич
0

Лидия.
Ваши предыдущие высказывания пр поводу творчества Ефима Хазанова и его личности наводили на мысль о возможности появления чего-то подобного.
Но эта работа серьёзней ожиданий.
Всегда с интересом читаю его стихи. и сейчас с удовольствием сопоставил свои впечатления от них с Вашими выводами. Это на самом деле интересно.
Спасибо Вам.

-моя подпись—

В начале было Слово.

Аватар пользователя Ковыль
2

жаль только, что Ефим куда-то исчез...........
5555555555

-моя подпись—

О, мой внимательный читатель,
Слова лишь крылья на ветру!
Один из нас двоих – создатель,
Держащий вымысла строку.

Аватар пользователя Сергей Воронов
0

А знаете, друзья, как получить такой приятный и полезный подарок, как такая профессиональная статья? Надо просто писать хорошие стихи. Долго и много. Но хорошие. И профессиональные. И не кокетничать с самим собой: "ой, ну это так, баловство, для семьи, друзей и в стол". Вот тогда, если мы сами отнесемся серьезно к своему творчеству, к нему также начнут относиться и другие. К сожалению, ни я сам, ни большинство из нас этого уровня отношения к делу, к поэзии, как к ремеслу, как к точке приложения своего мастерства и накопленных знаний наилучшим, профессиональным способом, пока не достигли.

Есть к чему стремиться, ребята:)

-моя подпись—

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.(с) А.Шопенгауэр

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Александр, Ефим скоро будет! Спасибо!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, Сергей, за интересеные мысли! Действительно, многие, прочитав анализ, наверное, подумали: "И я хочу быть проанализированным!" И Вы ответили им, в общем, правильно.
Но "для семьи, друзей и в стол" тоже нужно. Как ни перчально это осознавать, но великое не проявится при отсутствиии мелкого. Для звезд нужно небо. Для света нужна тьма.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Владимир, уверена, что Вы - в центре целевой аудитории этой статьи. Рада, что Вам интересно. Спасибо!

Аватар пользователя prosto
0

С другой стороны: можно не знать терминов, но активно применять приёмы :)))

-моя подпись—

На вкус и цвет фломастеры разные

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Леонид prosto, и Вы примите мои спасибо - очень рада Вам!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Да, Леонид, Ефим Хазанов и не догадывался, что он это все применяет. Но наука для того и существует, чтобы объяснясть факты реальности (в том числе и стихи). И находить им применение на практике. И я рада и уверена, что стихословцы найдут этому применение!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Стикс и Сергей Конвертатор, спасибо! Поддержка читателей вдохновляет на новые штудии. Может, еще о ком-то напишу. Только надо, чтобы созрело.

Аватар пользователя Ковыль
2

третий раз перечитал...
это больше не литературоведческая статья, а некое психоаналитическое исследование...

-моя подпись—

О, мой внимательный читатель,
Слова лишь крылья на ветру!
Один из нас двоих – создатель,
Держащий вымысла строку.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

А вот за третий раз - спасибо!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Александр, это лингвистическая статья. О психике Ефима нет ни слова.

Аватар пользователя Ковыль
2

Лидия, но ведь "скрытые смыслы", это субъективно?

-моя подпись—

О, мой внимательный читатель,
Слова лишь крылья на ветру!
Один из нас двоих – создатель,
Держащий вымысла строку.

Аватар пользователя Дарина М.
0

Лидия, профессионально.. эх, как же всё подробно ( я вчера заходила, как гость... читала...)
Да ещё такого автора - восхищена!!!!!
А Хазанова просто обожаю!!!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Александр, если вкладывается в научные законы, значит, не субъективно.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Даринушка, спасибо за солидарность!

Аватар пользователя Октавий Тантал
0

Завидую Ефиму белой завистью!

-моя подпись—

 

Я же болен стихами, как астмой,
Мне больно без рифмы дышать...

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Анатолий, я сама ему завидую. Но завистью красной... Спасибо!

Аватар пользователя Октавий Тантал
0

Я не из-за стихов его ему завидую, а за Ваше к нему внимание!

-моя подпись—

 

Я же болен стихами, как астмой,
Мне больно без рифмы дышать...

Аватар пользователя Граф О Ман
0

Скрытые смыслы открытой души
В строчки, Ефим, заложить не спеши.
Тут соберётся научный совет,
Скажут - льзя это тебе или нет...

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Экспромт, как всегда, на высоте, Граф!

Аватар пользователя Граф О Ман
0

Ув. Лидия Силина , извиняюсь , но заметил ,что допустил кальку с английского "научный совет" . Правильно будет "учёный совет".

Аватар пользователя Лилия Силина
0

А это и с украинского калька, Граф. Вы - в нашем совете, принимаю!

Аватар пользователя Факел
0

Скопировала себе ваш глубокий труд для дальнейшего детального изучения. Спасибо!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Леночка, что не понятно, спрашивайте! Срасибо!

Аватар пользователя Алексей Иванов
0

Даже понимая суть, всегда приятно узнать термины и их определения.

Целую руку писаышую, с уважением.

-моя подпись—

Каждый, в этой жизни, сам дурак.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Спасибо, Алексей, за визит, уважение и поцелуи!

Аватар пользователя Helga
0

Лидия, я тут на сайте как-то наткнулась на ссылку к книге "Признаки начинающих стихотворцев", где достаточно доступно много чего написано, я думаю, если б Вы задались целью, написать серию статей в примерах, где доступно изложиди бы свои знания и критерии оценки сильных стихов, то всё население стихослова было Вам безумно благодарно.
"И почему я не пошла учиться на филолога или лингвиста...."

-моя подпись—

Я не червонец, чтобы всем нравиться

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Оля, я об этом уже подумываю. Но нужно время и вдохновение. С возрастом и того, и другого, к сожалению, все меньше. Запрограммировала. Спасибо!!!

Аватар пользователя Ефим Хазанов
0

Лилечка, милая, у меня просто нет слов! Я... и смущён, и счастлив одновременно. Помню, как при нашей очной встрече ты меня ошарашила, "нагрузила" и напугала "импликатами", "пресуппозициациями" и "аллюзиями". Хотелось, как в отделении милиции, вытянуться в струнку и с запинаниями лепетнуть: - А это... не я. Я ничего такого не делал...". Потом подумал вдруг: "Вон, оказывается, как я пишу с точки зрения науки...". Я прожил на свете белом более полувека, писал стихи что-то тоже около этого и понятия не имел, что мои поэтические труды можно вот так разобрать с научной точки зрения. Что греха таить, Лиленька, горжусь собой и... вдруг взглянул на тебя с совершенно другой стороны. Не только верного друга, встречавшего меня у подножки вагона, но и, действительно, доктора наук, большущую умницу и... Одним словом, горжусь нашей дружбой!
Склоняюсь в поклоне и целую твою золотую руку, написавшую так подробно о моём творчестве.
Твой Друг.

Аватар пользователя Ковыль
2

Ефим, мы тоже все получили не меньшее удовольствие от этой работы Лидии!
а все потому, что мы находимя в общении...

-моя подпись—

О, мой внимательный читатель,
Слова лишь крылья на ветру!
Один из нас двоих – создатель,
Держащий вымысла строку.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Счастлива, что могу быть полезной.

Аватар пользователя Romaingol
0

Сколькь нада терпения и труда! Не устаю Вами восхищаться!!!

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Роман, признательна Вам, а труд свой люблю.

Аватар пользователя Марникзе
0

Лидия! Спасибо за удовольствие прочесть интересное исследование, за высокий уровень профессиональных знаний! Всегда приятно увидеть умно и изящно сделанную работу. Успехов Вам!...5, конечно.

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Марникзе: Спасибо, Марина, огромное за интерес и отклик!

StihoSlov чат

Необходимо зарегистрироваться и авторизоваться для того, чтобы отправлять сообщения в чат!

Нравится StihoSlov? Щелкай Like!