16+

Скоро день рождения

shuracras
11 Дек  (28)
bokaterina
11 Дек  (26)
Solveig
12 Дек
ДЖА
12 Дек
Ullana
12 Дек  (27)
Дарья Татарчук
12 Дек
Алинка Черняк
12 Дек  (22)
Вечор
13 Дек  (60)

Лента новостей RSS

RSS-материал
Последняя новость    С Новым Годом, Стихослов!

МЫ ВАМ РАДЫ!

Очень хочется почитать Ваши стихи и высказать о них мнение. Пожалуйста,
добавьте стих
Хочется пообщаться в блоге и почитать Ваши мысли, пожалуйста,
Или добавьте запись в блоге
Будем рады, если Вы напишете пару комментариев на стихи на сайте.
Вам всего лишь нужно зарегистрироваться
(логин-email-пароль)

Стихосложение для чайников (А-зы))

Автор:
Sahara

0

   Чем чаще Вы делитесь стихами в соцсетях и блогах, тем больше Вас читают!

 



 

          Перед Вами скромная попытка «чайника» помочь таким же «чайникам» в написании более или менее читаемых творений. Постараюсь не грузить Вас терминологией, и «на пальцах» объяснить, на что обратить внимание. Всё, что я собираюсь изложить – исключительно ИМХО, могу заблуждаться и ошибаться, если поправите или поспорите – буду только рада.

         Итак, Вас  угораздило. С утра думаемее в рифму,  на ходу меняете слова местами, появился стихотворный зуд и уже начата первая тетрадка, отведенная под стихи. Надеюсь, не слишком внушительная. Никогда не обманывайтесь, что пишете «для себя» - рано или поздно захочется кому-нибудь показать. Поэтому планку сразу стоит поднять повыше и приготовиться работать. Для написания стихов желательны:

- грамотность. Нет ничего досаднее грамматических ошибок в тексте – лучше заранее свериться со словарём, Гуглом, даже проверка орфографии Ворда сгодится, если дела совсем плохи;

- начитанность. Банальная истина, что лучше пишет тот, кто читает, здесь работает на все 100. И общая эрудиция, и хорошая проза идут только на пользу. А читая стихи, мы невольно учимся и подражаем – если что-то зацепило, будьте уверены – проявится у Вас обязательно!

- фантазия. Чем ярче образы, чем неожиданнее Вы для читателя, тем больше хочется прочесть что-то ещё. Мы ведь не хотим даром красть чужое время?

          Ритм. Поначалу, пока не разберётесь в терминах, стоит вспомнить старый мультик про Винни-Пуха. Помните, как он сочинял стихи? 

Если я чешу в затылке -
Не беда,
В голове моей опилки.
Да, да, да.

Не бойтесь проговаривать свои: «пам-парам-парам-парарам»! Выстукивайте, выхлопывайте, пойте под знакомый мотив, считайте слоги в строчках! Если у Вас хороший слух – у Вас будет получаться почти интуитивно, но проверять не помешает. Ударение может быть на последнем слоге строки (мужская рифма) или предпоследнем (женская). Про клаузулы прочтёте сами, даст Бог. J

Если я чешу в затЫлке (Ж)
Не бедА, (М)
В голове моей опИлки. (Ж)
Да, да, дА. (М)

Сразу заметно: строчки с женской рифмой одинаковы - по 8 слогов, с мужской – по 3. Это Вы прекрасно и без меня знали, не буду мусолить этот момент дальше – соблюдаем!

         Старайтесь не перескакивать до поры без нужды с одного ритма на другой в течение всего стихо. По секрету – смена ритма воспринимается читателем как встряска, так что пока выдерживаем строфы в размере, не даём расползаться.

Но, всего – в меру! Монотонное повторение строк только с мужской или только с женской рифмой, да ещё и с одинаковым числом слогов сделает чтение нудным. Такие  вещи должны наполняться безукоризненным содержанием – предлагаю юзать их особо аккуратно. Лучше, как Винни, чередовать Мэ и Жо и количество слогов 12-13-12-13 , 9-10-9-10 или как-то так. До времени! На сложных строфах оторвемся потом, когда научимся.

           Теперь хочу предупредить о ловушке, в которую можно здесь попасть. Это слова-вставки. И, а, но, тот, та – самые частые! Можно не особо париться над качеством, влепил – готово! Нет, так дело не пойдет. Например, родилась строка: «и лист сухой мне на руки упал»… А если попробовать поменять: «засохший лист мне на руки упал». Хрустящий, шершавый, вчерашний – русский-то велик и могуч! И образ стал ярче, и косяк поправили, избавившись от вставки. А там глядишь, доработали «мне на руки упал» и вышла конфета!

До сих пор я писала, приведя в пример перекрестную рифму АБАБ, но не надо стесняться никакого плетения - ААББ, АББА, АБВАБВ, АБВВБА – только в выигрыш! Дальше – не морочу!

           Рифма. О том, как её вплести – написала. Теперь о ней, как об эпифоре – то есть, звучании самого повтора звуков. (Упс, термин.) Здесь снова стоит избегать крайностей. Плохо и отсутствие созвучия, и точная рифма, которая подразумевает полное совпадение окончаний. Прекрасный - красный, пакля – рвакля, кровь – любовь и все глагольные рифмы - «ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» – красная тряпка для критиков. Автор автоматически подозревается в скудоумии. Не ищем простых путей – работаем! Великолепно выручают сочетания с наречиями, хороший эффект дают вариации падежных окончаний.

Рифма может придать стихотворению совершенно неожиданные оттенки или сделать его лохматым и нестройным. Не дайте ей управлять вашим потоком мыслей, не впускайте случайные слова, несвойственные жанру и лексикону. Выбирайте, безжалостно откидывайте первое, что приходит в голову. Мне часто помогает перестановка  слов. Обязательно перечитывайте и исправляйте неудачные строчки.

           Образы. Арсенал художественных приёмов в стихах широк необычайно. Сравнения, повторы, разбивки, звукопись – всего в коротенькой статье и не перечислишь. Я остановлюсь на одном обобщенном понятии – образы. Поэт выражает мысли не как чиновник, это естественно. Объекты внимания приобретают совершенно несвойственные в обычной жизни свойства. (Внимание! В тексте допущена тавтология – «несвойственные свойства», то есть «масло масляное»). Чем ярче образ, тем неповторимее стихотворение. Ищем! Комбинируем запахи, цвета, звуки, тактильные чувства, экспериментируем с определениями, подбирая необычные. Старательно избегаем сочетаний, которые на слуху – «штампов» - «бескрайнее море», «осень плачет дождём», «разбитое сердце». Я сознательно не привожу примеры удачных образов – у каждого автора их есть немало. Маленький совет – если хороший образ «не ложится» в создаваемое стихотворение – откажитесь от него, не старайтесь запихнуть насильно. А лучше, запишите на полях - пригодится когда-нибудь.

            Можно написать хорошее стихотворение без ритма, можно без рифмы – нельзя без идеи. Авторская мысль или настроение – то, ради чего и возникает произведение. Продумайте, что Вы хотите «этим» сказать, сформулируйте тезис в одном предложении, разработайте композицию, рисунок текста, обозначьте финал. Вряд ли стоит выносить на суд читателей дежурные поздравления с Днём Рождения тёте Маше с набором стандартных пожеланий. А если уж писать письмо Президенту или акционерам Газпрома – сделайте это так, чтоб Вас поняли и запомнили.

            В конце года мне на  глаза попался разбор стихов, выставленных на какой-то конкурс. Автор с отличным чувством юмора безжалостно громил неплохие, на первый взгляд, стихи вполне опытных авторов. Меня этот разбор потряс до такой степени, что я законспектировала претензии рецензента и периодически сверяю с ними написанное. Не буду повторять всё подробно – поделюсь главным.

- даже в зарисовке должна присутствовать мысль;

- не транслируйте на читателя разовое нытьё, не смакуйте ничтожность свою или адресата;

- создайте настроение, заставьте Вам поверить;

- не считайте читателя глупее себя;

- строчки должны быть «вкусные», идеально – «магические», затягивающие.

            О магии я попробую рассказать подробнее в другой статье, предположительно это будет «психоделика для чайников». Если, конечно, кому-то это окажется интересным.

 

            Итак, дорогие «чайники», удачи нам! Читаем, пишем, ничего не боимся, набиваем шишки и наслаждаемся миром, который называют «Поэзия».

 

PS (по русски-ЗЫ):) Отличную справку по стихотворным размерам можно получить у Камиллы по этой ссылке -  http://stihoslov.ru/node/70876

Статистика
Просмотрено гостями: 
1813
Просмотрено пользователями: 
28




Нравится



Аватар пользователя Бусинка
0

Это замечательно,...особенно под конец. Мне кажется, что я тоже читала эту статью, когда только-только внезапно для себя начала складывать слова в строки. Ещё есть великолепная статья (лекция) Умберто Эко про прозу, но...она ничуть не помешает и поэтам. К сожалению потеряла и ссылку и название, когда переустанавливала программы. Может быть, кто знает, как это откопать. Думаю, что многим было бы интересно, а главное - полезно.

Буду ждать продолжение про магию: интересно уже с другой точки зрения,...хотя со всех *точек интересно. :)

-моя подпись—

 

Читатель мой, не расслабляйся!

Аватар пользователя Sahara
0

ничего себе ,,чайники,, ко мне пожаловали :) спасибо за поддержку - будет стимул взяться за обещанное!

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя shamanka
0

У-у-у загудел довольно чайник, каждое слово словыно золотая чаинка, завариваю и пью наслаждаясь.

-моя подпись—

Ложь оскорбление не только собственной души, но и умственных способностей человека которому лжёшь. /Д. Макнот. "Нечто чудесное"/

Аватар пользователя Sahara
0

Спасибо, Надежда! Булгаков говорил: "кто не торопится, тот везде успевает" ))

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Camilla
0

Блестяще формулируешь, Ириш! Огромная благодарность тебе от чайника - много полезного для себя нашла) Дерзайте, леди)

-моя подпись—

"Я так безропотна, так простодушна..." (Розина)kiss

Аватар пользователя Sahara
0

Спасибо, Леди. Удивляюсь в очередной раз...

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Camilla
0

плюсануть забыла) Ириш, дело не в том, что я чего-то из сказанного не слышала - я учусь формулировать - в области формулировок я требовательна к себе и злюсь на своё косноязычие)

-моя подпись—

"Я так безропотна, так простодушна..." (Розина)kiss

Аватар пользователя Sahara
0

да фиг с ними, с плюсами :) почту иногда посматривайте

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Sahara
0

Спасибо, ЮЛя! Ссылку добавила. Очень к месту!

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Armer
0

Спасибо за статью. Прочёл с удовольствием.

-моя подпись—

Индивидумам с наличием отсутствия абстрактного мышления просьба не беспокоиться!

Аватар пользователя Sahara
0

И Вам спасибо, AG! Вы, кажется, первый настоящий адресат, кто откликнулся!

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя nk
0

я буду второй :)))

ждем-с психоделику!!))))

-моя подпись—

Борьба – удел тех, у кого нет покоя в душе. (с)

Аватар пользователя Sahara
0

))) Думаю, второй уже не подтянется)
С пси придётся повозиться - тема непростая. Спасибо!

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя nk
0

подтянется и третий, и дальше по списку :)

-моя подпись—

Борьба – удел тех, у кого нет покоя в душе. (с)

Аватар пользователя smilyanae
0

Очень интересно. Продумано толково, грамотно и, главное, очень корректно. Вы -- умница. Когда-то в библиотеке мне попалась в руки ма-а-ахонькая книжица, на 5 минут (теперь не помню автора, книжицу искала, не нашла), в ней подробно разбиралось творчество Гумилёва. То есть, примеры: стих в первом варианте, черновики (показывалась работа мастера) и последний вариант для печати. Вот тоже хотелось спросить, может кто держал такую книжечку в руках? Как я поняла -- это и был "путеводитель" для чайников 80-х. А за статью, спасибо. Жду продолжения :))))

-моя подпись—

Великое вблизи неуловимо,

Лишь изредка торжественно оно,

Мы все проходим пред великим мимо

И видим лишь случайное звено.

                &am

Аватар пользователя Logos31
0

Разбирая творчество Гумилева...
Прежде предлагаю все же ознакомиться с самой идеей АКМЕИЗМА.

АКМЕИЗМ.
=========
(С)
(Из воспоминаний А. ЛЕВИНСОНА):

"Чем же был этот загадочный акмеизм, - что притязал упразднить и сменить русский символизм, его идеологию, его методы иносказания? Приятием и утверждением зримого и ощутимого мира, культом углубленной и усиленной конкретности, славословием вещи и её имени: слова.
Омолодить мир, увидеть его впервые, в первозданном его облике,- ТАКОВА НАДЕЖДА АКМЕИСТОВ.
Самая же поэзия- плод прихотливых вдохновений, и как стихотворное ремесло, имеющее свои законы и приемы, свой материал:
слово в его значении и его звучании, образности и ритме;
НЕДАРОМ, ГРУППА ЕГО объединилась в ЦЕХ, - где вокруг "Мастеров" сплелись ученики.

Журнал и издательство "Гиперборей" явились органами нового поэтического упования;
Так возник новый стихотворный журнал.
Так возникла ПОЭТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА акмеизма, объединившая вокруг Гумилева сонм молодых поэтов : Мандельштама, Георгия Иванова, М. Зенкевича, других ещё...
Ум Гумилева, догматический и упрямый, казалось не ведал никакой двойственности...
Находясь и в процессе творческого поиска, он- уходил на фронт) так как был патриот), заслужил двух "Георгиев", позже был направлен во Францию...
Но этому ЦЕЛЬНОМУ человеку не давалось искусство масок. Его опыты драмматурга- заблуждение о самом себе, превышение данной ему власти..."

АКМЕИЗМ
"акме"- с греческого- Вершина, предельное заострение...-
в идеале , - это достигать наивысшей выразительности в поэзии...
Но под "флагом" акмеизма могли выступать и очень не похожие поэты.
Их связывало некое "ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ",- (но НЕ СТИЛЬ).

" Из мира нездешних сущностей Гумилев звал поэтов обратно к земной реальности, следовательно, к предметным образам.
Русская поэзия, достаточно самобытная, - освобождалась от прививаемых ей трансцендентности и мистики.
Она явно уходила от магии и теософских вещаний...

И роль Гумилева, как основателя "ЦЕХА" поэтического в этом очевидна.
И именно стихотворцев, прошедших этот "Цех" считают "Зачинателями" нашей поэзии ХХ века (с "советской" вкупе, - несмотря на соц-реализм и "маяковщину".

Вот слова самого Гумилева об акмеизме :
" Когда русский символизм направлял свои силы в область неведомого,- попеременно братаясь то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом... то пытался познать непознаваемое (по самому смыслу этого слова) ; Прекрасная Дама-Теология остается на своем престоле, но ни низводить её до степени Литературы, ни Литературу поднимать в её алмазный холод, АКМЕИСТЫ не хотят... Новое течение... отдает решительно предпочтение романскому духу перед германским..."

(По воспоминаниям С. Маковского)))

Акмеизм, принимавший мир " со всей совокупностью красот и безобразий", призывавший к "борьбе за ЭТОТ МИР,- звучащий и красочный, имеющий формы, вес и время"... отличался, как говорили (повторяя слова М.А.Кузьмина)- "прекрасной ясностью".

Однако, нельзя не заметить, что творчество самого "Мастера" - Гумилева, особенно в ранние годы (частично под впечатлением от произведений Брюсова)- зачастую эзотерично.
Где даже лирика любви приобретает некий эзотерический смысл.
Очень сложные образы , в романтическом духе, мысли о "страшной смерти"- это навязчивый призрак для Гумилева... Даже САМА ПОЭЗИЯ сравнивается у него с "волшебной скрипкой", а "шестой конь"- подаренный ему Люцифером (Отчаяние)- уносит во тьму...
Стихотворение "В пустыне..." начинается с гибели:
"Давно вода в мехах иссякла,
но как собака я умру..."

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ

Самым парадоксальным из основоположников акмеизма был О. Мандельштам. Вслед за Гумилевым, Мандельштам писал статьи, высмеивающие символизм,-поэтические неясности символики и мистики.
Собрания "Цеха поэтов" стали проводиться после того, как начал издаваться " Аполлон" (1909) Изначально в "Цех" входило человек 15.
Никаких особых докладов на этих собраниях не читалось.
Собрания проходили и при большевиках,(после революции), в новом составе.
Петербургский "Дом искусств" предоставил Гумилеву студию, куда девицы и юноши потекли толпой "учиться писать стихи".
По-прежнему, молодые поэты читали стихи, которые критически обсуждались, а Гумилев высказывал своё мнение "метра".
Среди молодых были И. Одоевцева, Н. Оцуп, Н. Берберова, Рождественский, В. Лурье...

Что касается О. Мандельштама, -то первые его публикации появились в 1907 году,-но его подлинный литературный дебют состоялся уже в журнале "Апполон". Первый сборник вышел в 1913 ("Камень").

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Logos31
0

СИМВОЛИЗМ

ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ

В. БРЮСОВ (ОГНЕННЫЙ АНГЕЛ)
оказал огромное влияние на поэзию начала 20 века, и даже на многих представителей цеха "акмеистов".
Блестящий переводчик с нескольких языков,
переводил стихотворения Эдгара ПО ("ВОРОН", "ЛЮБИМАЯ ЛЕНОР"),
Теофиля Готье, Ш. Леконта де Лиля, Альфреда де Мюссе, Беранже, Бодлера, Поля Верлена.

ПОЛЬ ВЕРЛЕН (В переводе В. Брюсова)
=================================

"ОБЕТ"

Подруга юности и молодых желаний!
Лазурь лучистых глаз и золото волос!
Объятий аромат, благоуханье кос,
И дерзость робкая пылающих лобзаний!

Но где же эти дни беспечных ликований,
Дни искренней любви? Увы, осенних гроз
они не вынесли,-и вот царит мороз
тоски, усталости, и нет очарований.

Теперь я одинок, угрюм и одинок.
Так старость без надежд свой доживает срок,
сестрой покинутый, так сирота тоскует.

О женщина, с душой и льстивой и простой,
Кого не удивишь ничем и кто, порой
Как мать, с улыбкою, вас тихо в лоб целует!

ЭМИЛЬ ВЕРХАРН (1855-1916)
в переводе В. Брюсова

ЛОНДОН

То-Лондон, о мечта! чугунный и железный,
Где стонет яростно под молотом руда,
Откуда корабли идут в свой путь беззвездный-
К случайностям морей, кто ведает куда!

Вокзалов едкий дым, где светится мерцаньем,
серебряным огнем, скорбь газовых рожков,
Где чудища тоски ревут по расписаньям
Под беспощадный бой Вестминстерских часов.

Вдоль Темзы-фонари; не парок ли бессонных
То сотни веретен вонзились в темь реки?
И в лужах дождевых, огнями озаренных,-
Как утонувшие матросов двойники.

И голоса гуляк, и жесты девки пьяной,
И надпись кабака, подобная Судьбе,-
И вот, внезапно Смерть в толпе, как гость незваный...
То-Лондон, о мечта, влачащийся в тебе!

Владислав Ходасевич. " Брюсов"
* ===========================

(из книги воспоминаний "Некрополь")

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ".......Когда я увидел его впервые, было ему года двадцать четыре, а мне одиннадцать. Я учился в гимназии с его младшим братом.
Его вид поколебал мое представление о "декадентах". Вместо голого лохмача с лиловыми волосами и зеленым носом (таковы были ,,декаденты" по фельетонам "Новостей Дня") - увидел я скромного молодого человека с короткими усиками, с бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке.

Такие молодые люди торговали галантерейным товаром на Сретенке. Таким молодым человеком изображен Брюсов на фотография, приложенной к I тому его сочинений в издании "Сирина". Впоследствии, вспоминая молодого Брюсова, я почувствовал, что главная острота его тогдашних стихов заключается именно в сочетании декадентской экзотики с простодушнейшим московским мещанством. Смесь очень пряная, излом очень острый, диссонанс режущий, но потому-то ранние книги Брюсова (до Tertia Vigilia включительно) - суть все-таки лучшие его книги: наиболее острые...

....В девятисотых годах Брюсов был лидером модернистов. Как поэта,
многие ставили его ниже Бальмонта, Сологуба, Блока. Но Бальмонт, Сологуб,
Блок были гораздо менее литераторами, чем Брюсов. К тому же, никого из них
не заботил так остро вопрос о занимаемом месте в литературе. Брюсову же
хотелось создать "движение" и стать во главе его. Поэтому создание
"фаланги" и предводительство ею, тяжесть борьбы с противниками,
организационная и тактическая работа - все это ложилось преимущественно на
Брюсова. Он основал "Скорпион" и "Весы" и самодержавно в них правил; он вел
полемику, заключал союзы, объявлял войны, соединял и разъединял, мирил и
ссорил. Управляя многими явными и тайными нитями, чувствовал он себя
капитаном некоего литературного корабля и дело свое делал с великой
бдительностью. К властвованию, кроме природной склонности, толкало его и
сознание ответственности за судьбу судна. Иногда экипаж начинал бунтовать.
Брюсов смирял его властным окриком, - но иной раз принужден был идти на
уступки "конституционного" характера. Затем, путем интриг внутри своего
"парламента", умел его развалить и парализовать. От этого его самодержавие
только укреплялось.
Чувство равенства было Брюсову совершенно чуждо. Возможно, впрочем,
что тут влияла и мещанская среда, из которой вышел Брюсов..."
-------------------------------------------------------

"Борьба" школ.

ЗАНЯТНО,-

что считая себя основоположником АКМЕИЗМА ( от " АКМЕ"- ВЕРШИНА,-
Н. ГУМИЛЕВ не был чужд сам всего мистического, таинственного,-
по воспоминаниям современников- с его "БУДДО-подобным " ликом напоминал скорее язычника...
Но это не означает, что он им был...

"КРЕСТ" Н. ГУМИЛЕВ (1906)

Так долго лгала мне за картою карта,
Что я уж не мог опьяняться вином.
Холодные звезды тревожного марта
Бледнели одна за другой за окном.

В холодном безумьи, в тревожном азарте
Я чувствовал, будто игра эта- сон.
"Весь банк,-закричал,- покрываю я в карте!"
И карта убита, и я побежден.

Я вышел на воздух. Рассветные тени
Бродили так нежно по нежным снегам.
Не помню я сам, как я пал на колени,
Мой крест золотой прижимая к губам.

-Стань вольным и чистым, как звездное небо,
Твой посох принять, о Сестра Нищета,
Бродить по дорогам, выпрашивать хлеба,
Людей заклиная святыней Креста!

Мгновенье...и в зале веселой и шумной
Все стихли и встали испуганно с мест,
Когда я вошел, воспаленный, безумный,
И молча на карту поставил мой КРЕСТ.

---------------------------------------------

"...Настоящий Гумилев-вовсе не конквистадор, -дерзкий завоеватель мира, певец земной красоты, то есть- не тот ,- кому поверило большинство читателей,-особенно после того, как он был убит большевиками. Этим героическим его образом и до "Октября" заслонялся Гумилев- лирик, мечтатель, по сути своей романтически- скорбный (несмотря на словестные бубны и кимвалы), всю жизнь не принимавший жизнь такой, какая она есть, убегавший от неё в прошлое, в великолепие дальних веков, в пустынную Африку, в волшебство рыцарских времен и в мечты о Востоке.
Но-напротив иитическому унынию большинства русских поэтов, Гумилев хотел видеть себя " рыцарем счастья". Так и озаглавлено одно из предсмертных его стихотворений ( в "Неизданном Гумилеве")

Как в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью не доволен,
скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен.

Пусть он придет! Я должен рассказать,
Я должен рассказать опять и снова,
Как сладко жить, как сладко побеждать
Моря и девушек, врагов и слово....

Таким счастливым " бретером" и увидело его большинство критиков...
Но " муза" Гумилева нашла себя и в военных стихах. Эти стрелы в " Колчане"-самые острые.
В историю русской литературы Гумилев вошел как знаменосец
героической поэзии.

СИМВОЛИЗМ И АКМЕИЗМ

Символизм- понимался современниками как поэзия романтическая.Один из основателей акмеизма- Гумилев- считает, что " выход из романтизма"- в сторону Гейне означает иронию. Летом 1911 года, пережив вспышку нового увлечения Аненским, Гумилев ясно осознал, что по своему темпераменту он не может быть продолжателем
" иронической" линии в поэзии.
Символизм Анненского ближе романскому духу. Для Гумилева и его " решительного предпочтения романского духа перед германским" и по причине несущественности иронии в мире, где "Все явления братья". Блок для Гумилева в известной степени ассоциируется с Гейне. Отсюда " отталкивание" от " царственного безумия" Блока, родственного германскому духу. Совсем иной выход из романтизма в сторону Готье.
Теофиль Готье станет столпом и утверждением истины в эстетике акмеизма. Готье, в отличие от стольких романтиков-" не поддался очарованию сплина". Путь Готье труден. А девиз акмеизма- идти по пути наибольшего сопротивления.

В.Я. Брюсов "Ремесло поэта"
---------------------------------
" ...Строфы античной метрики- особенно принятые Горацием,- которые почти все могут иметь АНАЛОГИЮ ПО-РУССКИ. Таковы же- " чистые" и " сложные" строфы Спенсера, Пушкина, Эдгара ПО, Гюго, Теннисона и ...
Построение их столь удачно, из бессчетного числа комбинаций избраны столь несомненно совершеннейшие,- что к этим строфам поэты всегда будут обращаться вновь и вновь. Пока будет существовать поэзия, -не перестанут пользоваться и дистихом из гексаметра и пентаметра, и терцинами Данте, и октавами Тассо, и сапфической строкой (САПФО), и Спенсеровой...
СОВРЕМЕННОСТЬ -СНИСХОДИТЕЛЬНА- она склонна к заимствованиям- ЗАЧЕМ ИСКАТЬ- КОГДА УЖЕ-НАЙДЕНО?
То же можно сказать и ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМАХ- сонет, секстина, баллада, вериле, рондо, танка и мн. др.... Происхождение их различно.
НО ВСЕ ОНИ- ОСВЯЩЕНЫ ВЕКАМИ.
Как ТРАДИЦИОННЫЕ СТРОФЫ, ТАК И ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ- останутся в поэзии НАВСЕГДА,-
ОДНАКО:

-ошибочно считать- что творить можно ТОЛЬКО- в узких рамках традиций
- ошибочно считать- что творить можно только в в узких рамках- традиций своей страны
- ошибочно считать- что ТРАДИЦИОННЫЕ РИТМО-РАЗМЕРЫ- предпочтительнее относительно НОВЫХ (заимствованных)..."

"...Оригинальность,- говорит Эдгар По ( в статье "Философия творчества"),-отнюдь не является...делом простого побуждения или интуиции...Чтобы быть найденной,-она должна быть тщательно отыскиваема."
Эдгар По говорит это-именно ОБ ОРИГИНАЛЬНОСТИ РИТМОВ,- в том плане, что:
"Возможные разнообразия размера и строфы АБСОЛЮТНО БЕСКОНЕЧНЫ".
Многие выдающиеся поэты и стремились" сделать" и "делали" оригинальное в области ритма: прежде всего-предшественники Э.По,-РОМАНТИКИ начала 19 века, -Шелли, Кольридж, Блэк, Спенсер...

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, в области размеров,-может быть двоякая:
-поэт может пользоваться новыми элементами, ещё не испробованными( или мало распространенными в поэзии его страны).
-поэт может воспользоваться КОМБИНАЦИЕЙ элементов обычных, широко распространенных;
ТО И ДРУГОЕ может дать и новые , оригинальные метры, и новые, оригинальные ритмы.
Эдгар По, в частности, обращался обычно, как он и сам признается, ко второму из этих приемов,-то есть брал привычные элементы, но комбинировал их по-новому. Так построен, к примеру метр "ВОРОНА"..."

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Sahara
0

Лена, ну это однозначно в отдельную тему надо!
Явно будет кому обсудить! Мой чайничек для этого тесноват! Спасибищщще! ))

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Logos31
0

Это просто справочка ( для чайников)- акмеизм, символизм- для общего представления.

Темы у меня есть по НЕТу ( и даже целый раздел на "ВРИФМУ"), но откликов мало ( хотя, читать...читают ( просматривают))))

Просто нельзя начинать разбирать чье-то творчество, особенно МЭТРОВ (Гумилев, Брюсов), не имея понятия о школах.

Любая школа тяготеет к определенным приемам написания, ритмо-размерам.
Так, есть "народный" стиль эпической строки, которым написана "КАЛЕВАЛА",- несрифмовка, со смысловым удвоением.
Есть английская ( и шотландская) народная баллада, есть совершенно особенные принципы поэтической речи доколумбовой Америки( гимны майя , обращение к Творцу Кон-Тики Веракоче у инков...) и т.д.
Каждая школа- свои представления о мире, о смысле жизни. Соответственно, свои принципы.
Вдохновения и удачи.

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Sahara
0

Спасибо, Людмила! Наброски второй статьи готовы, но они такие академические - мрак!))) Тема трудная, новая, хочется не вызвать скепсис, а заинтересовать.. Работаю пока

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Дэнушка
0

Ну была же раньше на сайте ссылка на учебник стихосложения Тима Скоренко. Хороший, годный учебник. Нет же, опять велосипед изобретают, да ЧСВ наращивают.

Аватар пользователя kraizer
0

Я уверен, что напомнить важное - не лишне. Учитывая, что адресовано новичкам - вряд ли, даже, напомнить, скорее - ознакомить.
Тем более - личное кредо, всегда ценно.

-моя подпись—

- Когда я использую слово, оно значит именно то, что я хочу, чтоб оно значило... сказал Шалтай-Болтай Алисе.- Вопрос в том, - возразила Алиса, - можешь ли ты заставить слово значить так много разных вещей?- Вопрос в том, ...кто хозяин. Вот и все.

Аватар пользователя Sahara
0

Дэнушка, мне б такая статья нехитрая попалась год назад - была бы рада. Потом и Скоренко, и Квятковский... Но девочка Аня их не будет читать... Хотя и это - вряд ли.
а до ЧСВ мне фиолетово... но когда гнобят не по делу не люблю

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя kraizer
0

Хм-хм... Нюанс: "Продумайте, что Вы хотите «этим» сказать, сформулируйте тезис в одном предложении, разработайте композицию, рисунок текста, обозначьте финал".
Я понимаю, что это верно "для большинства случаев"... Но, ведь, мы же имеем дело (и хотим вырастить) явно не представителя большинства, не так ли?
Я, например, почти никогда не знаю, что я хочу получить в конце. Т.е., представляю смутно, но - текст сам меня ведёт, порой туда, где и мне - откровение... Уж, тем более, я не могу сформулировать "одним предложением". Более того, если могу - не стану стих "размазывать".
То же, и к композиции, и т.д.
Тут всё совместно должно прорастать...

Хотите спорить? Ну-ка...

-моя подпись—

- Когда я использую слово, оно значит именно то, что я хочу, чтоб оно значило... сказал Шалтай-Болтай Алисе.- Вопрос в том, - возразила Алиса, - можешь ли ты заставить слово значить так много разных вещей?- Вопрос в том, ...кто хозяин. Вот и все.

Аватар пользователя Sahara
0

Крайзер, так я несколько раз и повторяла: "пока, до времени!"
Плыть по течению хорошо, когда умеешь плавать. А вот читаю "О, конячки!" Ани Бондаренко и не пойму, это трололо куражится или...

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя prosto
0

Нормальная статья. "Школа" нужна всем, даже гениям, для общего развития. )))
Что касается мявов об очередном повторе: учим с внучей буквы. Несколько букварей, каждый хорош и плох по своему. Главное - результат.

-моя подпись—

На вкус и цвет фломастеры разные

Аватар пользователя Sahara
0

Спасибо, Леонид. Это как раковина на берегу)) кому она 100 лет не нужна, а кто-то подберёт и порадуется))

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Logos31
0

Думаю,- вот этот материал "ДЛЯ ЧАЙНИКОВ" с сайта ЛЕОНИДА КАГАНОВА может быть интересен :
--------------------------------------------
(С)
Леонид Каганов

Содержание
Вредные советы поэту

... Замечено, что многие молодые поэты невольно, порой бессознательно интересуются - как бы написать стих похуже? После прочтения около 1000 стихов, поступивших на Пушкинский конкурс, мне удалось составить подобие такой методички. После участия в сетевых конкурсах Интернета в качестве номинатора я еще внес некоторые дополнения.

Все цитаты подлинные, авторская пунктуация и орфография сохранена.

Долго я размышлял над вопросом - этично ли мне использовать подлинные цитаты? И пришел к выводу что нормально. Во-первых все стихи поступали с кодом и авторство мне неизвестно, следовательно ничего личного. Во-вторых по международным правилам краткое цитирование лишь маленького обрывка - будь то текст или даже кусок фильма (до 2 минут) не требует указания авторства и не есть нарушение авторских прав.

КАК ОТПРАВИТЬ СТИХИ HА КОHКУРС?

Если вы несете работу в оргкомитет - стихи надо его напечатать на листе очень крупными буквами - чтобы все видели издалека. Шрифт выбрать пожирнее. Для пущей красоты надо все строчки размещать по центру. Также допускается напечатать стих на старой-престарой пишмашинке и послать тот лист, что лежал под 12-й копиркой. Можно написать корявым почерком от руки - действует безотказно. В конце надо сделать приписку "извените за бесграмотность и неталантлевость". Вместо пяти стихотворений, указанных в правилах, надо послать 10, 15, 20 - порадуйте жюри своей плодовитостью, и ничего что стихи не фонтан - если послать много, авось там разберутся и выберут сами что понравилось.

Если конкурс сетевой - обязательно присылайте номинатору стихи латинскими буквами чтобы в дороге не испортилась кодировка. Номинатору будет очень приятно перебивать их заново русским шрифтом.

КАК ОФОРМИТЬ ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ

Hадо разместить в стихе как можно больше грамматических ошибок. "Я слишком многих принемала". "Меня всбередили пять минут тишины", "И унесла мятежность на всегда".

Многие слова в середине строки следует писать с большой буквы: Тишина, Hебо, Вечность, Страна, Одиночество, Город, Звезда, Она и т.п. В словах, которые и так пишутся с большой буквы (Бог, Родина) - следует ВСЕ БУКВЫ СДЕЛАТЬ ЗАГЛАВHЫМИ или даже напечатать БОЛЕЕ КРУПНЫМ ШРИФТОМ.

"Я люблю Влюбленность Мая
Где на утренней Заре
Убегает даль, блистая,
Вся в Весеннем серебре..."

Очень полезно после строки писать в скобках варианты. "Лето пришло, прилетели грачи. (вариант: Лето пришло, а ты не молчи)". Читателю будет очень приятно узнать об этих промежуточных муках творчества.

Hе стесняйтесь ставить много восклицательных знаков - два, три, пять, сто!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

КАК РИФМОВАТЬ

Следует тщательно выбирать рифму. Годится далеко не всякая! Hапример очень хороши рифмы: "росе-заре", "заката-тумана", "во мне - к звезде", "шампанское-диванчике", "прошло-окно", "зима-меня ", "глаза-моя", "огонь-стол".

Hу и уж конечно следует постоянно употреблять рифму "мне-тебе", "твоих-моих", "моя-тебя" и все их варианты.
Есть набор хороших, проверенных веками рифм. Hечего изобретать новое - просто используйте их почаще. "Розы-морозы", "кровь-любовь " и конечно же неизменное "поздравляю-желаю".

Как можно чаще следует рифмовать слова длинные, типа: "впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-...".

В русском языке есть такая особенность - многие группы глаголов имеют одинаковые окончания при всяческих склонениях и спряжениях. Этим надо пользоваться почти в каждой строке, постоянно рифмуя: "пошел-нашел ", "мечтал-отдал", "пойдет-найдет", "мечтает-провожает ", "забыть-любить", "дышит-слышит", "видеть-обидеть".

Следует использовать похожие глаголы "сказал-рассказал", "перегрузка-разгрузка", "побежал-прибежал", "знает-узнает". Можно и проще: "любит - не любит", "был - был".

Кидает клен последний лист лениво.
Пришла осенняя пора.
Повяла золотая жнива.
Прощай, любимая пора!

А можно и так:

Осень. Опять темнота.
Солнце исчезло куда-то.
Вокруг меня пустота,
Птицы кричат где-то.

Лучше всего рифмовать строчки попарно, по две штучки. Это удобнее - не надо хранить в голове кучи рифм. Hаписал строчку - в следующей зарифмовал и сразу забыл. Пишешь следующую.

Завтра я буду одна.
Буду сходить с ума.
Слезы текут ручьем.
Давай посидим вдвоем.

Hе стоит баловать читателя частыми рифмами. Hапример в четверостишии вполне достаточно зарифмовать лишь вторую и четвертую строки - стих от этого не развалится. А лучше всего в первом куплете рифмовать четко - первую с третьей, вторую - с четвертой, а уж дальше, во всех остальных куплетах - как придется.

Можно не рифмовать вообще - говорят в последние годы дозволено писать без рифмы, теперь это называется "белый стих". Прямо гора с плеч.

КАК СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ?

Следует много говорить о Боге. Hо не намеком или вскользь, а целенаправленно - в каждой строке должно быть упоминание о Боге, постоянно и всюду твердите: "с волею Творца, по БОЖЬЕЙ воле, приходит к Богу, к тебе, пишу, Создатель". Пользуйтесь также выражением "Исус Хрестос".

Живешь на небесах,
От зла людей спаси
Добавь любви на жизненных весах
И за грехи судьбой спроси

Не бойтесь казаться наивными!

И словно бы чего боится,
Чернеет предрассветно лес.
А зря! Сейчас проснутся птицы
И запоют "Христос воскрес!"

Следует употреблять следующие шаблонные выражение: "боль утрат ", "падающая звезда", "открытая дверь", "яркое солнце ", "темная ночь", "слова Тебе" и т.п. "Прекрасен голубых небес полет". Это внесет в стихотворение свежесть.

Hикогда не вносите в стихотворение сюжет - пишите просто как натюрморт, никакого действия не должно происходить. Куплеты должны легко меняться местами, и если даже часть из них вдруг потеряется, то этого никто не должен заметить.

Hеплохо бы наполнить текст умными словами, особенно теми, значение которых вы не знаете. Возможно читатель эти слова слышал и знает что они считаются умными, тогда он проникнется к вам уважением. "При решеньи дилемы компромис не найти". Можно вставлять слова на иностранных языках - они очень украсят текст:

Повторяя: 'О, Марго,
Королева, моя aime',
Я веду свое авто,
Чтобы увидеть вас, ma belle.

Hе стесняйтесь коверкать слова, подгоняя их в строку: "долги годы ", "злена трава", "увядших льстов круженье" и т.п. "Я сегодня в болезной горячке - Лихорадный румянец лица". Читатель не дурак, догадается что имелось в виду, зато вам намного легче.
Hе стесняйтесь использовать разговорное звучание слов: "звучанье ", "решенье", "заклятье".

И конечно же не стесняйтесь переносить ударение в слове туда, где вам сейчас это нужно.

Мы, блаженствуя, умчимся
В подмосковные леса,
Сядем рядом, нахохлимся,
И продрогнем у окна.

Если вы чувствуете, что для соблюдения размера строки вам не хватает слога - вставьте в любое место строки какое-нибудь словечко типа "тот ", "тут", "уж", "се", "он".

Молчите, то плачет та птица,
терновым шипом пронзена.

Свой дар великий получив от Бога,
Hеровной поступью он начинает путь.
Страстями полнится его дорога,
Hо цель ясна: познать сей жизни суть.

Взял тут Коля пылесос
И убрал ту кучу роз.

В русском языке нет четких правил как располагать слова в предложнии - пользуйтесь этим, располагайте их как угодно.

Hа разум тьма ложится тучей,
Громадная стоит скала,
Ты по ее скребешься круче,
Hогами по камням скользя.

Существительное всегда старайтесь ставить в конце строки, после кучи описывающих его слов, при чем эти слова перетасуйте. "Снисходительные звезды над деревьев головами".

С причастными и деепричастными оборотами будьте свободнее. Употребляйте их почаще, не бойтесь запутаться.

Люблю твой стан, обнятый у окна

Во все, что ты верил, не бывши таким,
Растоптали, сожгли, разорвали,
Завидуя в чем-то, пожалуй, другим,
Которым так жизнь не ломали.

Пишите позатейливей! Hе бойтесь что это выглядит не по-русски! Да здравствует МРЯ - могучий русский язык!

А человек, в себе творца увидев,
Стал подминать природу под себя,
Круша творения и даже не помыслив,
Что положил начало для конца.

Обязательно сделайте пару фраз такими, чтобы в них обязательно возникала какая-нибудь непристойность.

Hу а если нам это наскучит,
То пойдем мы туда где огни,
Рестораны ночные где пучат
Hа прохожих витрины свои.

Вверх по лестнице - преображенье,
Hо в безумном порыве творца
Я не знала что миг продвиженья
Приближает начало конца.

В нашей жизни много слез,
Будет так покуда
Hа одном конце - Христос,
Hа другом - Иуда!

По дорогам жизни трудным вдаль плечом к плечу.
Полюби меня, мой чудный, так, как я хочу!

Hе вздумайте проверять как зазвучит стих при чтении вслух и какое приобретет новое значение в созвучиях:

Hет беде конца
Если ты не мой

Я с ранних лет тебя читал

Они хотели пойти за ними,
а я - как они, как они, как они...

К слову сказать, так порой поступали и известные мастера стихосложения: "Пир духа", "И бал кружился серебристый", "Руби лихую голову"...

Можно сделать так, чтобы читатель захотел сам подставить непристойность:

Мы часто прославляем матерей
И теплоту и нежность их сердец,
Hо слово есть еще, что мило мне,
Короткое и твердое - "отец".
Пусть в жизни все дается нелегко,
И пусть проблем не виден мне конец,
Я знаю кто за мной стоит стеной
Всегда и до последнего - Отец.

Из гор-великанов
Hавстречу рассвету
По водам бежало Оно

И малой надеждой согрет,
Творенья иду продавать.

Лес красив в столь пестром одеяньи,
Виден он из заднего окна.

Старайтесь строить фразы так, чтобы прочесть их вслух было невозможно без запинки и не сломав язык.

Смешливой спутнице своей
В насмешливом берете
Он еще на год постарел
Во всем великолепье.

Твои волосы пахнут ладаном,
Ты одно сейчас твердо знай:
Hе боюсь с тобой, друг мой, ада я,
Мне везде, где ты, будет рай.

ОБРАЗЫ

Hикогда не используйте образов, либо используйте только общеизвестные характеристики и сравнения: "зеленое лето", "синее море", "вольный ветер", "высокие горы", "белый снег", "снег кружится", "дождь идет", "вьюга воет", "осень наступает", "облака кудрявые ", "ива плакучая", "клейкие листочки". А еще пот обязательно должен лить градом.

Hи в коем случае не уточняйте деталей образов. Hаоборот, используйте только самые общие термины - вместо "тополь" пишите "дерево ", вместо "ялик" - "корабль", вместо "Жучка" или "овчарка" - пишите: "собака".

О том, что сейчас прозвучит образное поэтическое сравнение, заранее предупредите читателя громкими словами: "как будто", "напоминая", "словно бы ", "точно как" и т.п. "Жизнь похожа на сон".

Если придумываете образы сами - делайте их как можно более странными: "Волос седой у окошка виска", "не хочу теребить памяти тину". "А что имел он в жизни позади?" "Hочами гулкими я клял тебя - постой!" "И снегом колким замела сердечные пробелы".

Hе стесняйтесь брать для себя целые фразы из известных стихов, а особенно песен: "Серый в яблоках конь", "Листья желтые над городом кружатся, нежным пологом они кругом ложатся". "Твои волосы пахнут ладаном".

О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ?

Во-первых, даже если вам совершенно не о чем писать - писать надо все равно.

Мне не жаль бумаги,
Мне не жаль чернил.
Hо о чем писать мне,
Если свет не мил?

Очень хорошо бывает философствовать.

Смывая с тарелки остатки еды,
Вертя головою туды и сюды,
Я думаю часто о жизни устройстве,
У жизни и чашек есть общие свойства!

Стихотворения следует посвящать следующими темам: описанию своей тоски, описанию несчастной любви или воспоминаниям о любви былой, признаниям в любви (особенно если пишет девушка).

Очень хорошие результаты дает беседа о политике, о судьбе страны - только при этом важно говорить очень простыми и понятными фразами, как на митинге, ставить много восклицательных знаков.

Мы думаем о том, как лучше приложить
Уменья и старанья, желанья и стремленья,
Чтоб с большей пользою России послужить

Можно писать о маме, но лучше всего о природе. Следует очень много говорить о природе, особенно про осень. Очень хорошая тема вкратце: осень, природа увядает, облетают листья, птицы улетают, холодает, скоро снег, лето кончилось. Если все эти мысли сесть и зарифмовать, можно написать сотни стихов. Главное - проще.

Воскресенье. Пасха. Верба.
Первые листочки.
До чего ложатся верно
Hа бумагу строчки.

Hа Пушкинский конкурс очень хорошо слать стихи о Пушкине. Темы должны быть такие: "вот как жаль, что Пушкина убили", "Поэт великий, ты - творенье Божественное без сомненья!", и главное быть естественней, проще: "Пушкин, мы с тобой поэты, я принял эстафету".

Цена его творений, его мыслей,
Я их читал. Весьма благодарю
Его за лиру дней, за подвиг жизни.
Дуэль была судьбой - я не виню.

Будьте с Пушкиным проще, запанибрата:

Сан Сергеич? Вы тут!
Так?, так, так... Очень мило!
Вы, я вижу, опять за свое!
Прекратите писать! И отдайте чернила.
И не плачьте.. Hу что за нытье?

Hеплохо дать волю воображению и хорошенько прокомментировать ситуацию:

А тут Дантес, хотя - какого чорта? -
Какая разница - Дантес или не Дантес.
Иль кто-то из подобного же сорта.

От Пушкина можно переходить к более актуальным персонажам - Талькову и принцессе Диане. А можно уже плавно переходить и к своим личным проблемам:

Мирских оков, что души наши гложут,
Гнетут и давят в буднях, в распрях дней.
Hо все! Они его уж не тревожат.
Любил он выпить. Мне вина налей!

Или полностью углубиться в свои задумки и раскладки:

Погляжу несмело
Hа тебя с любовью
Подари мне светлый
Домик в подмосковье.
И тогда однажды
Hочью безмятежной
Может, стану даже
Преданной и нежной.

Скажи, Тальков, ну почему я так нечтожен
И почему такой дуpак

Очень полезно писаать стихи, переполненные выражениями прошлого века: "сладкая нега", "когда я сень природы лицезрел", "души томление", "юности горенье", "со всех окружних нив", "сказочный чертог" и т.п. Это очень актуально в наше время. Hе стесняйтесь также использовать краткие прилагательные: "свеча златая ", "добр конь", "игрив лев" и т.п. Впрочем об этом сказано выше.

И самое главное правило - пишите так, чтобы читатель постоянно пребывал в состоянии облома:

Когда-нибудь, в краю далеком,
С тобою встретимся опять.
И будет нам, двум одиноким,
Весь мир - огромная кровать.
Hам будет небо - покрывало..
Сожжет нас солнце изнутри.
И будет нам друг друга мало...
И вдруг я встану, чтоб уйти.

Итак, вы прошли краткий курс молодого плохого поэта и можете сами сесть и написать плохие стихи.
Hеудач в творчестве!

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Sahara
0

Силён Каганов! я даже чего-то закомплексовала по поводу тем)) Ну, перебооор))) про любофь низя, про осень тоже... А в целом, по полной порадовалась и 90% стёба разделяю)) Спасибо, Лена!!!

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Марьяша
0

ой, вот это жжОт консультант)))) ржунимагу)))) это надо скопировать и перечитывать, когда депрессняк доставать станет, ей-богу, Джером нервно курит...))) особенно мне понравилось про сокращение слов: "читатель не дурак - поймёт, а вам проще будет..")))блеск!!! - ой, спасибо вам огромное, что дали прочесть такое, жизнь моя продлилась, несомненно))

-моя подпись—

не факт, что всё именно так, как Вы это прочли..))

Аватар пользователя irinagorban0504
0

Хотела сказать: Ирочка, но после ТАКОГО прочтения хочется более уважительного к автору
отношения))))
Ирина, спасибо за прекрасный урок. Я не намерена петь дифирамбы, просто.... спасибо за урок. Учту, зачту. запомню)))

-моя подпись—

Я часто бываю здесь

http://my.mail.ru/community/irinagorban/

Аватар пользователя naveta
0

Мне эта раковина* очень даже нужна - спасибо! :) И комменты полезные. Особенно коммент Странника. И смешно, и грустно, чсслово )

Аватар пользователя Sahara
0

Наталья, о какой раковине речь?

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Logos31
0

О раковине... ну о той, что лежит сто лет на берегу ( никому не нужна), но... кто-то найдет и порадуется...

Осип Мандельштам :
"Быть может я тебе не нужен, ночь,
из пучины мировой
как раковина без жемчужин,
я выброшен на берег твой..."

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя Михаил Бабин
0

Спасибо вам огромноё за прекрасную статью. Я полностью с вами согласен и хочу добавить, что хорошее стихотворение (в смысле его ритмики) должно петься под определённую мелодию. Лучшие же работы могут стать исходным материалом для песен. Еще раз благодарю вас. Удачи.

-моя подпись—

Михаил Бабин

Аватар пользователя Sahara
0

Михаил, спасибо за оценку. Не совсем согласна с тем, что лучшее должно петься... лучшее должно волновать, наверное

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Санди_Зырянова
0

Хех :) полезная вещица для новичков. А я придумала, что сделать с несвойственными свойствами. Их надо обозвать неимманентными!

-моя подпись—

...редкая зануда!

Аватар пользователя albusha1978
0

Спасибо, Ирин! :)

-моя подпись—

Моё "ммммммммммммм" - это возглас блаженства. :)

Аватар пользователя bolor
0

Ир узнал много нового.Спасибо.

-моя подпись—

Смерть не страшна,-страшна жизнь без любви.

Аватар пользователя Helga
0

Замечательная статья. Мне лично например полезно было узнать о нудности однообразного ритма, у меня вообще самое слабое место, это занудство. Я работаю над собой и в результате, я образцово ничего не пишу и никому не досаждаю, но при этом всё равно тренируюсь, иногда что-то в итоге вырисовывается.

-моя подпись—

Я не червонец, чтобы всем нравиться

Аватар пользователя Sahara
0

Санди, Алечка, Дем, Оля - спасибо огроменное, что обратили внимание и прочли :) хорошо, если хоть чем-то смогла помочь

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Лилия Силина
0

Пыталась зайти на эту страницу еще летом - не пустил сайт, не имела права, надо было быть в какой-то группе. А я группировки не люблю.
Теперь вот пустил. Замечательные советы, Ирина. Только в конце съехали с ответов на вопрос КАК на назидательные указания ЧТО НАДО. А КАК заложить мысль в зарисовку, создать настроение и вкусные строчки и т.д.? Тем более что это субъективно. Поэтому концовка вышла пресная.
Молодец, Ира!

Аватар пользователя Sahara
0

Лилия, если чес, я и не хотела писать подробно, чтоб не скатиться в назидательность. Но иногда просто удивляет, зачем автор вообще написал какое-то стихо. Я понимаю, когда хочется поделиться эмоцией, наблюдением, размышлением... Ходил человек, вынашивал и вот оно - откровение. Но когда взрослые люди ведут себя как дети из Тэффи: "А у меня новые ботинки!" или "Смотрите, это я сам нарисовал!" не понимаю... Причем заслуга - рифмовка слов и подгонка их по смыслу - совсем некачественная, неряшливая. Есть ощущение, что пишут сразу начисто, не перечитывают и не выбрасывают ничего. Бытовые сценки или пейзажные зарисовки бывают милыми, но кайфа посидеть над стихо, подумать, примерить к себе они не доставляют... Я где то прочла фразу "плодить стихи - дело ответственное - автор родил и бросил, а читателю потом маяться))" разболталась чего-то...

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя Вячеслав Рындин
0

хочу записаться в школу.............

-моя подпись—

 http://ryndinpoet.com.ua/

Желаю добра...

Аватар пользователя Sahara
0

Ученого учить - только портить))) Спасибо за прочтень!

-моя подпись—

Сахара, она и в Африке - Сахара. http://www.stihi.ru/avtor/sahara4

Аватар пользователя ateus.2008
0

Спасибо за статью и всех прочитавших за рецки - век живи и дураком умрешь. Получил массу впечатлений. С признательностью, Г.Д.

Аватар пользователя Марьяша
0

Ириш, классный краткий советный рассказ) вот психоделику твою все никак не осилю, наверное то не для средних умов. а тут - все ясно)) вот мне еще б так и делать научиться..)))

-моя подпись—

не факт, что всё именно так, как Вы это прочли..))

Аватар пользователя Logos31
0

"Наука поэзии" или ОБРАЩЕНИЕ КЛАССИКА- по мотивам одноименного рассказа Теофиля Готье).

Logos31 - 22. 12. 1911
------------------------
( пособие по написанию значительного стихотворного произведения)

Наивный друг, оставьте Апполона
Привычно,- с хором муз, на беотийском склоне.

Оставьте! Век иной вокруг- иные вкусы в моде.
Мы, обновив унылый лексикон,
Бесцветных слов, известных испокон,
Изобразим иное для свободы.
Послушай как звучит: « трансцендентально»,
«Изничтожительно» и «светозарно»,
А « сногсшибательно», « апофеозно»?
(нам слово новое сказать теперь не поздно ).

Ба! И забудь « Nonumque premature in annum»*.
Не так сегодня пишут, а по плану:
Недели три на все,- будь лирик или мистик,-
То здесь, то там, легко « сдирая» листик.
А предисловием- признание к красотке.
И что больны смертельно (хоть чахоткой).
И дать намеком надо пару фраз,
Что автор видно вскоре « дуба даст».

Ты изумлен?! Помилуй, да читатель
К иному не привык... (Его ты, кстати,-
Займешь на час, на два- пока в кровати
Он скучен иль простужен, утомлен.
А дальше- всем милее крепкий сон.
Ну а роман? Гляди,- твоя « культура»
Подложена давно под ножку стула.
Сегодня тех "романов" в изобилии...
Да вот ещё : поговорим о стиле.

Когда решишь писать ты « задушевно»,
То опиши, к примеру- мрак и стены
( облезлые). Потом окно разбито,
А в кухне грязь и старое корыто.
Представь души измученной страданья
И в целом- к жизни разочарованье.

Когда б предстать возвышенным и стильным,
Мечтателем решил любвеобильным,-
То были бы тогда уместны, право:
Челн ветхий и закат ( кровавый),
Девица бледная, сердечны муки
И расставание и долгая разлука,
Увы- непонимание родных
(иль можно парочку штрихов иных:
Папаша- старый деспот, стерва- тетка,
Безропотная, бедная сиротка…)

Когда же образ страшный, « роковой»
Возьмешь писать,- то в споре будь с « судь-бой» :
Припомни уж тогда « житейски волны»,
« геенну огненну» и плач и стоны,
Потом,- проклятье, явно родовое,
Свиданья с бледной девой молодою
И полночь и кровавую луну,
Вампиров, старых ведьм ( и Сатану),
Там- старый замок в самом лучшем стиле
( в нем узник бледный - в каменной могиле),-
Что день и ночь, гремя во тьме цепями
(и потрясая злобно кандалами),
готовит вскоре дерзостный побег.
(А там, глядишь- и выпал первый снег
И страшны волки тощие на склоне
Холма... И явный звук в ночи погони).
Ещё сегодня стало очень модно
изобразить в кроватях труп холодный.
(Прекрасной, томной, молодой девицы,
Что возжелала лучше отравиться,
Чем стать женою злого старикана
И жизнь свою оставила так рано...)

Не стоит благодарностей. Заранее
Писатель, я открыл «секрет» признанья.
Великим стать,- поверь, ещё не поздно.
А я? (Так мне не позволяет гордость,
А ты дерзай... Средь "звезд" литературных
Полно таких « пустышек» конъюнктурных,-
Что сборник в год кропают понемногу...)

А коли нет,- бреди своей дорогой…

* " Держи под спутом до девятого года "- цитата из Горация, " Послание к Пизонам" или наука поэзии.

** Конъюнкту;ра , ы[латин. conjunctura — связь] (книжн.). 1. Совокупность условий, влияющих на что-н., обстановка, ситуация.( Политическая к. )

(лат. conjunctura, от лат. conjungo — связываю, соединяю) — парадигма, отражающая стечение обстоятельств, множество событий, наступающих в какой-либо области человеческой деятельности (на какой-либо территории) и характеризующих её в определённый период времени; стечение обстоятельств, сложившаяся обстановка, создавшееся положение, сформировавшийся комплекс условий, возникшая ситуация в данной области в данный период времени. Термин универсален и находит применение во многих областях...

-моя подпись—

Мой любимый автор- anri4

Аватар пользователя venik
0

Спасибо. Очень полезно. Отдельное спасибо Logos31.

StihoSlov чат

Необходимо зарегистрироваться и авторизоваться для того, чтобы отправлять сообщения в чат!

Нравится StihoSlov? Щелкай Like!